Войти в почту

Лосося он уже успел переварить, и водку тоже. Антон Чехов сидел на борту «Байкала», солидного русского торгового судна, идущего по величественному Амуру. Когда июльским днем подошли к мысу Пронге, он подумал: «Тут кончается Азия, и можно было бы сказать, что в этом месте Амур впадает в Великий океан, если бы поперек не стоял остров Сахалин». И уже через шесть строчек, когда Чехов успел упомянуть лиман и туманную полосу, ему уже казалось, что здесь не только кончается Азия, но и «что тут конец света и что дальше уже некуда плыть. Душой овладевает чувство, какое, вероятно, испытывал Одиссей, когда плавал по незнакомому морю и смутно предчувствовал встречи с необыкновенными существами». Антон Чехов, один из известнейших писателей русской литературы, побывал на Сахалине. Это был 1890 год. Сахалин был островом ссыльных. «Остров Сахалин»: путевые заметки Антона Чехова о жизни ссыльных на острове были написаны почти 130 лет назад. Сегодня на Сахалине есть аэропорт, музей искусств, театр Чехова и огромные нефтяные и газовые месторождения. Но кое-что осталось неизменным со времен путешествия Чехова — чтобы добраться с материковой части до самого крупного острова России через пролив протяженностью несколько километров, нужен паром. Это довольно хлопотно. Три года назад в портовом городке Ванино скопилось более тысячи человек, поскольку количество курсирующих между материком и островом паромов сократилось до трех. За помощью обратились даже к военным, которые отправили на помощь корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Невельской». И вот на горизонте появилось другое решение, которое, по крайней мере как никогда, активно обсуждается — мост на Сахалин. Президент Владимир Путин в конце июля дал указание российскому правительству проработать вопрос строительства моста на Сахалин длиной несколько километров. «Это давняя мечта тех, кто на Сахалине проживает», — сказал Путин. Это привело бы и к развитию всего региона. «Хочется очень помочь, надо посмотреть экономику», — отметил Владимир Путин. Экономическая сторона — с одной стороны, со строительством моста обмен товарами между островом с полумиллионом жителей и материковой частью России станет больше и будет намного быстрее. С другой стороны, потребуются огромные строительные расходы, которые сделают проект одним из самых дорогих в истории современности. По оценкам, которые привела газета «Коммерсант», стоимость проекта оценивается от шести до семи миллиардов евро, что в два-три раза больше, чем расходы на строительство недавно открытого Крымского моста. А он также был дорогостоящим. Сахалинский проект должен включить в себя строительство моста длиной шесть километров и модернизацию устаревшей инфраструктуры на острове. Это стоит того? Александра Владимировна уверена, что да. Молодая женщина живет в столице острова, Южно-Сахалинске, работает в кафе. Она говорит по телефону, что «мы очень хотим этот мост, и все мои друзья тоже придерживаются такого мнения. Для нас поездки на материковую часть станут намного дешевле». Один-два раза в год она ездит во Владивосток, конечную точку Транссибирской магистрали на Японском море. Александре Владимировне приходится лететь на самолете два часа, билет стоит порядка 16 тысяч рублей. «Это большие деньги», в России это почти половина средней ежемесячной зарплаты. «Если мост будет построен, я смогу легко и за небольшие деньги поехать на своей машине», — говорит она. Но она знает, что пока что ничего не решено, а если и будет принято решение о запуске проекта, строительство начнется только в 2021 году. О мосте говорят еще со времен Чехова. Сталин воскресил эту идею в 50-х годах, но не в форме моста, а в виде подземного тоннеля. Но затем Сталин умер, а вместе с ним и сам проект. Позднее эти идеи снова и снова возникали, но затем так же и утихали. Но сейчас сам Путин начинает развивать эти дискуссии, этот вопрос поднимается им не в первый раз. О нем он говорил еще в прошлом году во время «Прямой линии», затем на Восточном экономическом форуме, и вот несколько недель назад он снова говорил о проекте в положительном ключе, с конкретикой. Экономисты отмечают, что строительство моста слишком дорогостоящее и нерентабельное, что на Сахалине живет меньше людей, чем в Крыму, погодные условия суровые, ветрено и холодно. А те эксперты, которые считают строительство соединения с материком все же неизбежным, предлагают, по крайней мере, строительство более приемлемого варианта — туннеля. Хотелось бы, чтобы мост на Сахалин стал только частью проекта, и остров на южной части позднее получил бы соединение с японским островом Хоккайдо, расположенном в 40 км. Тогда Япония получила бы соединение с материковой частью России, в конце концов, и с Европой. Токио занимает сдержанную позицию по этому вопросу, поскольку, разумеется, ему пришлось бы активно участвовать в финансировании проекта. Россия на протяжении ряда лет пытается поднять престиж тихоокеанского пространства и активнее развивать его в экономическом плане. Там привлекают такие партнеры как Япония и Китай, который в то же время является и конкурентом. Сомнения на предмет того, имеет ли смысл строительство гигантского моста из-за больших финансовых расходов, могут быть в России рассеяны, если будет политическая воля. Олимпийские игры в Сочи позади, как и Чемпионат мира по футболу, Крымский мост открыт, «государству нужны новые цели для инвестиций», — говорит эксперт Михаил Ганелин газете «РБК». А мост всегда еще является и трофеем.

Мечта и трофей
© ИноСМИ