«Качество управления хромает». Омбудсмен о бизнесе прошлого и настоящего

Уполномоченный по правам предпринимателей Белгородской области Владислав Епанчинцев официально утверждён в должности. «АиФ-Черноземье» встретился с Владиславом Викторовичем, чтобы поговорить о том, как, на его взгляд, должен развиваться бизнес в Белгородской области, чего не хватает для этого развития и как бизнес-омбудсмен может помочь предпринимателям. Что может бизнес-омбудсмен? Татьяна Черных, «АиФ-Черноземье»: К нам в редакцию не раз обращались предприниматели со своими проблемами, в основном, касающимися конфликтов с чиновниками. Как им попасть на прием к омбудсмену? Владислав Епачинцев: Мне бы очень хотелось, чтобы моя должность не была фикцией, чтобы предприниматели обращались за помощью ко мне, чтобы люди узнали, что бизнес-омбудсмен реально может что-то сделать, как-то помочь. Хотел бы обратиться ко всем предпринимателям Белгородчины. Если у вас есть проблемы, найти меня легко: у меня есть официальная страница со всеми контактами на сайте правительства области и аккаунты в соцсетях. Я хочу быть в этой должности полезным. - И как вы сможете им помочь? - Я имею право рассматривать жалобы предпринимателей, выявлять проблемы бизнеса в регионе. Также я могу представлять в органы власти законодательные инициативы, направленные на улучшение предпринимательского климата и совершенствование государственной политики в данной сфере. Могу направлять запросы практически во все инстанции, встречаться и решать вопросы с представителями всей вертикали власти. Фактически для меня открыты все двери. То есть я имею полномочия официально задавать вопросы, получать по ним ответы и при необходимости передавать свои запросы в более высокие инстанции для решения любой проблемы предпринимателей. У меня есть штат помощников, которые занимаются организационной работой. Я не из тех конфликтных людей, которым нужно во что бы то ни стало идти на скандал, но я имею полномочия задавать власти неудобные вопросы в интересах бизнес-сообщества. Плохо управляем - Вы - предприниматель с 20-летним стажем. Какой вы видите ситуацию с бизнес-сообществом в регионе? - На мой взгляд, главная проблема для бизнеса не только в нашем регионе, но и в целом в России – не в коррупции, дураках и дорогах, а в том, что у нас катастрофически низкое качество управления. Я занимаюсь автоматизацией производственных процессов на предприятиях, нашей компании 16 лет, и за это время я много всего повидал. Проблема в том, что у нас люди не умеют управлять своими предприятиями, везде есть гигантские резервы для повышения производительности просто за счёт повышения качества управления. Бизнес в постсоветской России всё-таки достаточно молодой, люди не успели вырасти как управленцы, хотя очень многие к этому стремятся. Те, кто начинал работать в 1990-е годы, и сейчас остаются с грузом стереотипов. Недавно я был на лекции крупного московского бизнесмена. Он говорил, например, что все кадровые решения на предприятии должен принимать только генеральный директор. Зачем? Если есть отделы со своими руководителями, у него своя команда. Пусть он их как угодно тасует, нанимает, увольняет, лишь бы они работали эффективно! Это логика 1990-х годов - что ты должен всё держать в одном кулаке. Так что бизнесу, на мой взгляд, не хватает двух вещей - качества управления и предпринимательского духа. То есть того, что двигает дело вперёд. - Не кажется ли вам, что дух предпринимательства попросту зарубили на корню? В те же 1990-е постоянно появлялись новые малые предприятия. А сейчас такое ощущение, что у людей вообще нет энтузиазма заниматься бизнесом. - Тут действуют законы рынка. Возьмём, например, рынок бытовой электроники: кто-то долгие работал кустарным способом, потом на рынок пришла крупная сеть, и всё кустарное производство просто умирает, потому что не имеет таких технологий. Помните, в начале 2000-х была куча контор, торгующих компьютерами? Они просто купались в золоте. А теперь компьютеры покупают в крупных сетях, и все локальные мелкие фирмы умерли или влачат жалкое существование, потому что не смогли своевременно адаптироваться. Известный ирландский маркетолог Гаррет Джонстон, недавно бывавший в Белгороде, отметил: «У вас есть банки как технологичные компании. У нас в Ирландии никогда не будет в банках таких мобильных приложений, но все равно все ваши банки на шаг позади наших по пониманию своей задачи. Потому что задача любого банка в России – заработать деньги своим акционерам, а задача банков в Ирландии - заработать деньги свои клиентам». Миновали те времена, когда все стремились быстренько что-нибудь продать, деньги вывести в оффшор и спрятать от налогов. Все эти признаки «дикого» капитализма уже должны себя изжить. Большинство представителей нашего бизнеса, на мой взгляд, просто не осознают контекста, в котором они работают и пытаются действовать методами вчерашними, когда уже наступило завтра. Не надо валить все проблемы на государство, на экономический кризис – есть компании, которые в кризис растут, потому что знают, что и как они делают. Да, время сейчас тяжелое. Если сравнивать с Европой или США, у нас очень низкая добавленная стоимость. Мы тратим на производство тысячу рублей, а продаём продукт за всего лишь 1200. В США продадут то же самое, но за 3500 рублей. С такой разницей им, конечно, проще платить налоги и выживать. Но и это всё равно тоже упирается в качество управления и в качество предпринимательского сообщества в целом. Идея очень важна - Что, на ваш взгляд, поможет сегодня выжить предпринимателю? - Главное – верить в себя. Я недавно был в Екатеринбурге, там выступали представители одной продуктовой сети. Она, в основном, локализована в Москве, но сейчас уже вышла в регионы. Их основная идея: почему экологически чистые продукты доступны только богатеям, почему нормальные люди не могут нормально питаться? Они под собственной торговой маркой продают экологически чистые продукты, которые производят для них фермеры. Кроме того, в этой сети не продают алкоголь и сигареты. В компании трудятся пять тысяч человек, и существуют всего три уровня управления без сложных иерархий. Многое построено на самоуправлении, каждый сотрудник имеет голос. И компания растёт и развивается. - Вы считаете, именно за такими компаниями будущее? - Я думаю, да. Наша система образования не выпускает хорошо подготовленные кадры. Молодые специалисты знают теорию, но не понимает общей картины происходящего и в итоге не самореализуется. Поэтому будущее за компаниями, которые уделяют много времени сотрудникам: их профессиональной подготовке и личностному росту. И, конечно, идея дела очень важна. Да, любой бизнес начинается с того, что надо заработать деньги. Но если твой бизнес этим и заканчивается, тебя просто подавят более крупные конкуренты, либо другие компании, цель которых не просто зарабатывать деньги, но и дать людям отличный продукт. - Есть мнение, что молодое поколение предпринимателей вообще совсем другое. Чем оно лучше или хуже старожилов? - Во-первых, мы объективно живём в лучшем мире, чем 15-20 лет назад. Нынешнее молодое поколение имеет гораздо больше возможностей. Сейчас нет той уличной жестокости, нет бандитов как таковых, молодежь выросла без страха. Мне кажется, именно сегодняшнее молодое поколение имеет шанс быть более открытыми для новых идей. Это играет и в плюс, и в минус. У них есть всё и нет того продуктивного дискомфорта, который толкает человека к действию. Да, есть 5% людей, которым постоянно надо что-то достигать в силу своего характера. Остальная масса инертна. Но с таким кадровым дефицитом на рынке труда, как сейчас, каждый молодой человек, кто хочет работать, найдёт себе место. Ведь сейчас не рынок работодателей, а рынок работников. Но битвы выигрывают полководцы – от руководителей компаний зависит, насколько надёжно и грамотно выстроен бизнес. И тут всё решает не просто личность, а личность образованная.

«Качество управления хромает». Омбудсмен о бизнесе прошлого и настоящего
© АиФ