Фермерам пришло время работать над брендами

В 2019–2021 годах власти Москвы планируют удвоить сумму субсидий, предоставляемых фермерам Новой Москвы на закупку сельхозтехники, удобрений и племенного скота. В эфире сетевого вещания «ВМ» прошел круглый стол, в рамках которого эксперты обсудили перспективы развития аграрного сектора объединенного столичного макрорегиона и условия, в которых сегодня трудятся фермеры Москвы и Подмосковья. Сейчас аграрная продукция поступает на столичный рынок в основном из регионов. Это подтверждает руководитель Ассоциации сельскохозяйственных и промышленных производителей Михаил Микоц. — Доля импорта из Израиля, Ирана и Турции тоже немалая, но в теплый сезон большую часть рынка занимает отечественная продукция, — поясняет эксперт. Присутствует и тепличная продукция, по объему производства которой Подмосковье занимает одну из ведущих позиций в Центральном федеральном округе. — Помимо культур закрытого грунта, активно развивается и молочное производство. Хотя все-таки «настоящего» молока в регионе до сих пор не хватает и товаропроизводителям нужна поддержка, — считает Микоц. Отвечая на вопрос, стоит ли фермерам макрорегиона пытаться конкурировать с массмаркетом, эксперты однозначно отвечают — «нет». — В супермаркетах представлены продукты массового спроса, — поясняет московский фермер Алексей Бурков. — Они имеют нейтральный вкус и рассчитаны на усредненного потребителя. Основной упор идет не на вкусовые качества или полезность, а на безопасность. Однако бояться за качество фермерки не стоит. Основные позиции по безопасности у нее такие же, как и у товаров масс-маркета. Контролируют продукцию прежде всего ветеринарные службы. — Раз в полгода у моих коров бесплатно берут анализы и делают прививки от опасных для человека болезней, — поясняет Бурков. — Кроме того, на ярмарках в Москве осуществляется жесткий ветеринарный контроль. Владелец хозяйства подчеркнул, что цены на фермерскую продукцию сравнивать с магазинными нельзя. — Если моцарелла изготавливается вручную и является качественной, она никак не может стоить столько, сколько товар, производимый на автоматизированных производственных линиях, — иллюстрирует ситуацию эксперт. Председатель комитета по развитию предпринимательства в агропромышленном комплексе МТПП Сергей Скоморохов отметил: уровень муниципальной поддержки, который существует в регионе, вполне устраивает и фермеров, и отрасль в целом. — Но это не значит, что потенциал региона использован полностью, — говорит Скоморохов. — Если фермеры могли бы объединиться и сформулировать что еще необходимо, то ввели бы дополнительные меры поддержки. Однако экономист и председатель экспертного совета фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук отмечает, что, несмотря на то что инфраструктура по производству и доставке сельхозпродукции до потребителя в макрорегионе налажена, необходимо работать над формированием брендов и узнаваемостью фермерских хозяйств. Есть пока и другие проблемы. — Надпись «фермерский» сегодня может быть нанесена абсолютно на любой продукт. Юридически это никак не регулируется, — с сожалением отмечает Скоморохов. — Пока рядом с производителем стоят люди, предлагающие заводские продукты под видом фермерских, они составляют несправедливую конкуренцию по цене и подрывают доверие к качеству продукции. Эксперты выразили надежду: если фермерство в пределах Новой Москвы и Подмосковья будет развиваться, то это позволит не только обеспечить разнообразие еды на столах у москвичей, но и поможет региону стать передовым по внедрению научного опыта производства аграрной продукции. ЦИТАТА Сергей Собянин, мэр Москвы: — Когда-то на территории столицы работали многочисленные сельхозпредприятия. По мере роста города они исчезли. Но после расширения границ города Москва вновь стала регионом сельхозпроизводства. Сегодня на территории ТиНАО действуют порядка 650 товаропроизводителей, в том числе фермерские и подсобные хозяйства. ВАЖНО В 2018 году вьетнамский концерн планирует завершить в Волоколамском районе строительство молочного комплекса и завода. Объем инвестиций — 500 миллионов долларов.

Фермерам пришло время работать над брендами
© Вечерняя Москва