В Хабаровском крае нашли останки жертв засекреченной авиакатастрофы
Поисковики из Приморского края вместе с активистами из села имени Полины Осипенко обнаружили больше двух сотен костных фрагментов на месте крушения двух самолётов в небе над рекой Амгунь в 1938 году. Об этом корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал командир движения «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский. Агентство ранее писало, что в регионе стартовали масштабные поисковые работы на месте трёх авиакатастроф прошлого. Первым в списке был район имени Полины Осипенко. Там в урочище Юкачи в 120 километрах от райцентра 4 октября 1938 года во время операции по спасению совершивших вынужденную посадку в тайге участников исторического женского авиаперелёта Осипенко, Гризодубовой и Расковой в воздухе столкнулись тяжёлый бомбардировщик ТБ-3РН и транспортник Douglas DC-3. Дело было так. Восемь дней продолжались поиски пропавших летчиц, которые долго не давали результата. Наконец, 3 октября в 13 часов 30 минут летчик Михаил Сахаров заметил на земле самолет и двух человек. Он немедленно радировал об этом в Комсомольск–на–Амуре. Оттуда доложили в Хабаровск. На радостях немедленно начался бардак. Спешно вылетевшие на рассвете 4 октября к «Родине» самолеты ТБ-3 и «Дуглас» с начальством, журналистами и десантниками на борту столкнулись в воздухе. С парашютами успели выпрыгнуть четверо. 17 человек погибли. «Коронным номером» этого дня стал «самостийный» полет к героиням учебного У-2 Комсомольского авиазавода - пилот умудрился сесть на марь рядом с «Родиной» с цветами и шампанским. Выдержка из переговоров Комсомольска с Москвой 4 октября 1938 года: «Москва: Почему допускаете кавардак? Предупреждаем: никакой горячки! Потребуйте от экипажей соблюдения летной дисциплины. Сколько погибших? Комсомольск (В. Пегов, секретарь горкома ВКП(б): Неизвестно, уточняем. Как быть с корреспондентами: осаждают, требуют сведений, жалуются на меня наркомам. Москва: Не обращайте внимания». - Помочь поисковикам поручил губернатор Вячеслав Шпорт. Мы снабдили их фото и видеоматериалами, координатами места, где произошла эта трагедия, дали возможность остановиться, выделили лодки, чтобы они смогли попасть к месту катастрофы прошлого, - рассказал заместитель главы администрации района им. Полины Осипенко Юрий Яковченко. – Я посещал это место, где совершил вынужденную посадку самолёт «Родина», уже раз 5 или 7, ещё с комсомольских времён. Мы тогда ещё не знали, что там разбившиеся самолёты лежат. Тогда вся информация об этой авиакатастрофе была засекречена. После 1991 года архивы были открыты. Работали там общественники-активисты с комсомольского авиазавода. Какие-то останки они даже захоронили. Жители села поставили на месте крушения памятный крест с табличкой. Но такие масштабные поисковые работы там прошли впервые. Известно, что на борту бомбардировщика ТБ-3РН находились около 15 человек, в том числе и командир корабля - командующий Военно-воздушными силами 2-й Отдельной Краснознамённой армии комдив Яков Васильевич Сорокин. Именно он должен был выбрать с воздуха удобную площадку для десантирования участников спасательной операции. - Нашей задачей было поставить точку в трагедии 1938 года. В открытых источниках нет чёткой информации о захоронении погибших членов экипажей самолётов, только разноречивые слухи, - говорит командир поискового объединения «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский. - Для этого мы распланировали маршрут так, чтобы поработать на местах падения и подтвердить или опровергнуть факт захоронения в Комсомольске-на-Амуре всех погибших. Получается, что далеко не всех. Сейчас останки мы доставили в Комсомольск, готовим бумаги по эксгумации. Пока решаем вопрос, кому именно передать останки под роспись для последующего захоронения. Помимо человеческих костей из земли на месте крушения ТБ-3 поисковики извлекли парашютные пряжки общим количеством на 11 человек, наушники от шлемофонов, лётные очки, пуговицы, штурманское оборудование. Также был найден советский орден «Знак Почёта». - Орден лежал вместе с останками одного из членов экипажа, которого мы подняли в районе расположения носовой части бомбардировщика, - рассказал поисковик Игорь Тетерин. - По информации о награждениях, такой орден был у командующего ВВС 2-й ОКА Якова Васильевича Сорокина. Если информация, что в экипаже был только один обладатель этой награды, подтвердится, значит, останки знаменитого лётчика не были захоронены в Комсомольске, как раньше считалось. На следующий полевой сезон участники движения «АвиаПоиск» планируют провести раскопки в том уже на месте падения «Дугласа». Сейчас поисковики отправились в Амурский район Хабаровского края на сопку Маглой. Там в октябре 1951 года разбился транспортник Ли-2. Известно, что в той авиакатастрофе из 6 членов экипажа выжить удалось лишь борттехнику Ивану Мозжухину. Завершится экспедиция под Советской Гаванью, где в феврале 1951 года потерпел крушение другой Ли-2 в районе метеостанции Иоли. Об этой трагедии практически ничего не известно. Все работы по поиски и захоронению жертв авиакатастроф прошлого проходят в рамках проектов движения «АвиаПоиск» «Навечно в небе» и «Небо Родины» «Поискового движения России». Деньги на их реализацию поисковики получили по Президенткому гранту.