Минпромторг предлагает уменьшить так называемые радиусы трезвости вблизи образовательных и лечебных учреждений до 20-50 метров. Как пишут «Известия», соответствующий документ направлен в правительство. Сейчас расстояние от предприятий, которые продают алкогольные напитки, до образовательных и медицинских учреждений может составлять от 10 до 300 метров. Точный радиус устанавливают местные власти. Расстояние надо не сокращать, а, наоборот, увеличивать, а бизнесу делать послабления, считает член президиума Ассоциации молодых предпринимателей Александр Толстых: Александр Толстых член президиума Ассоциации молодых предпринимателей «Я считаю, однозначно радиус вокруг учебных заведений нужно не только сохранить, может быть, даже увеличить. Все-таки в данном случае приоритетнее, наверное, не интересы малого и среднего бизнеса, который занимается розничной реализацией табачной и алкогольной продукции, а приоритетнее здоровье населения. Если люди хотят приобрести алкоголь или табак, они все равно приобретут, а лишний раз подсовывать вредную привычку на глаза вырастающему поколению не стоит. Я считаю, нужно разработать систему стимуляции, причем на региональном уровне, для малых предпринимателей, которые находятся в радиусе ограничений, возможно, предоставлять им какие-то дополнительные льготы, потому что, безусловно, и табак, и алкоголь являются достаточно серьезным мотивирующим фактором покупательной способности. Можно предоставить, например, еще один участок под еще одну палатку на льготных условиях, можно пойти навстречу и предоставить еще один участок вне зоны радиуса ограничений уже на торговлю алкоголем и табаком». Минздрав и Минобрнауки выступили против новых «радиусов трезвости», пишут «Известия». Однако предложение Минпромторга неправильно подается, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз. По его мнению, министерство не сокращает социальный радиус и не делает алкоголь более доступным — оно просто хочет узаконить практику, которая сложилась в регионах за последние шесть лет. Вадим Дробиз директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) «Нет федерального указания о расстоянии 300 метров. Всего в нескольких населенных пунктах России и в Якутии установили от бестолковости 300 метров. 90% регионов определили социальные радиусы безопасности от алкогольных магазинов в диапазоне как раз 20-50 метров — именно то, что предлагает утвердить Минпромторг в качестве федеральной меры. Сегодня федеральной меры нет. Есть федеральная мера по табаку — действительно, 100 метров от школы. Глупость изначально заложена в самом радиусе, в самом понятии. В Нижнем Новгороде года три-четыре назад собрались установить 100 метров. В результате весь город разрисовали этими социальными радиусами на карте, и получилось только одно место, где можно продавать алкоголь, — это городское кладбище. И за пределами города. Все законодательство по регулированию алкогольного бизнеса должно быть на федеральном уровне. Поскольку в регионах депутатам, чиновникам пиариться не на чем, алкогольная тема стала платформой исключительно для пиара». Между тем, как писало издание со ссылкой на данные Минздрава, россияне за 13 лет вдвое сократили потребление алкоголя. Так, в прошлом году на душу населения приходилось 10 литров в год на человека, а в 2004 году объем выпитого достигал 20,3 литра.