«Регионы, в которые идут деньги и едут люди, будут процветать». Что не так с инвестиционными рейтингами
Тема была поднята на заседании Калининградского экспертного клуба РИА «ФедералПресс», которое состоялось на площадке БФУ им. И. Канта в минувшую пятницу. Разработкой и внедрением регионального рейтинга инвестиционной привлекательности муниципалитетов занимается проектный офис Корпорации развития Калининградской области. Его руководитель Евгения Камчатная представила на круглом столе предварительные итоги за 2017 год: «Оценка инвестиционной привлекательности муниципалитетов осуществляется по пяти критериям. По внедрению муниципальных практик из атласа АСИ лидером стал Гвардейск. По объему инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных средств – Светловский городской округ. По численности малых и средних предприятий – Калининград. По доле среднесписочной численности работников МСП в доле работников всех предприятий и организаций, а также по пятому показателю – удовлетворенности предпринимателями оказанными им мерами поддержки – лидирует Гурьевский городской округ». По ее словам, для оценки муниципалитетов из методики регионального рейтинга АСИ были взяты только те позиции, по которым можно собрать реальную и актуальную информацию. Евгения Камчатная Ведущий специалист проектного офиса Корпорации развития Калининградской области Анатолий Тучинский добавил: «Рейтинг по регионам не учитывает нюансов управления на муниципальном уровне. Сплошная выборка по данным о малых и средних предприятиях в соответствии с требованиями государственной статистики делается один раз в пять лет. МСП составляют основное поле в муниципалитетах, объем поступлений от них сопоставим с крупными предприятиями. Каким образом мы ежегодно будем подводить результаты? Если мы сделали такой серьезный замах, то обязательно нужно было реформировать и систему сбора информации и статистики». Анатолий Тучинский Отличием регионального рейтинга АСИ от калининградского муниципального является и методика сбора «обратной связи». Вице-президент калининградской торгово-промышленной палаты, общественный представитель АСИ в области Марина Фицак рассказала: «Рейтинг АСИ основывается на достижении целевых показателей и опросах предпринимательского сообщества. Через обзвоны, онлайн-анкетирование опрашивалось по каждой позиции более 250 предпринимателей. В этом году, когда показатели региона значительно выросли по сравнению с прошлым годом, экспертам по нескольку раз звонили и уточняли, что же изменилось в Калининградской области. Изменилось многое, и эксперты это подтверждали». Марина Фицак Евгения Камчатная отметила, что в муниципальном рейтинге «обратную связь» будут обеспечивать администрации муниципальных образований, поскольку именно они ведут учет предприятий, которым оказана поддержка. По мнению сопредседателя регионального отделения «Деловой России» Марата Мусина, инвестиционную привлекательность муниципалитета можно отследить и без рейтинга, по трем объективным показателям: среднему размеру заработной платы, количеству малых и средних предпринимателей и вложениям в основной капитал. «Мы стремимся двинуться на какое-то количество позиций. Вопрос: за счет чего мы это делаем. Приведу пример. У области была слабая позиция по льготам по упрощенной системе налогообложения для малого бизнеса. В результате мы принимаем закон о льготах всего для трех видов деятельности: янтарной отрасли, переработки отходов и IT-сферы. Приняли, галочка стоит, в рейтинге поднялись, а на самом деле речь идет о десятках тысяч малых предприятий, которые знают, что в других регионах условия более льготные», – отметил представитель «Деловой России». Марат Мусин Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов считает, что оценивать инвестиционную привлекательность муниципалитетов нужно по притоку инвестиций и демографии бизнеса и населения: «Муниципалитеты и регионы, в которые идут деньги и едут люди, будут процветать. Если люди и деньги уходят, никакие показатели, как бы мы их не сравнивали, реально ничего показывать не будут. Например, город Советск, один из передовых по показателям. А по статистике, за последние десять лет его покинуло более 2 тыс. человек. Кроме того, нужно совершенствовать систему, которая сейчас оставляет муниципалитеты без денег и реальных полномочий. Менее 10 % налогов остается на местном уровне. У большинства муниципальных образований программы поддержки предпринимательства зачастую с нулевыми средствами. Необходимы и четкие административные правила. Одна из практик атласа АСИ – внедрение государственно-частного партнерства. Ни одного ГЧП в нашем регионе я не знаю, которое бы не закончилось или арбитражным, или уголовным судопроизводством. Это спорные практики, которые законодательно не обеспечены». Георгий Дыханов Депутат горсовета Балтийска Александр Кузнецов поддержал необходимость перераспределения налоговых поступлений: «В основе эффективного управленческого процесса лежит заинтересованность. А у муниципалов нет прямой заинтересованности в том, чтобы создавать для инвестора специальные условия. Ну заберет он у нерадивого инвестора 40 га необрабатываемой земли, найдет добросовестного, который их засеет, и что с этого получит в бюджет? Ничего. А когда нужно будет ремонтировать поликлинику, он пойдет просить деньги из вышестоящего бюджета». Александр Кузнецов Председатель комитета по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту калининградской областной Думы Сергей Юспин, в свою очередь, заметил: «В прошлом году мы пригласили на обсуждение бюджета глав всех муниципальных образований, чтобы они высказали свои предложения и подтвердили готовность управлять дополнительными средствами, которые будут перераспределены. Этой практики будем придерживаться и в этом году. И если предложения по перераспределению средств в сторону муниципалитетов будут аргументированы, мы их поддержим». Фото – Андрей Озерцов