Спаси и сохрани. Донские бизнесмены молятся, чтобы не падал спрос на товары
Ещё несколько лет назад основными поводами для возмущения донских предпринимателей становились «дурацкие» законы, налоги и коррупция. Последние исследования показали, что теперь в страшных снах местных бизнесменов являются не жадные чиновники, а равнодушные клиенты. Считают копейки В Донском государственном техническом университете подготовили ежегодное исследование развития малого бизнеса, в котором приняли участие 1100 субъектов предпринимательства из разных уголков области - опрос проводился в 55 муниципальных образованиях региона. Респондентов разбили на две группы - юридические лица (72,9% опрошенных) и индивидуальные предприниматели (27,1%). И вот что примечательно, если раньше местные бизнесмены жаловались, например, на нестабильность правового поля или налоги, то на этот раз главным барьером в развитии своего дела опрошенные назвали снижение спроса на их товары и услуги. Большая часть предпринимателей призналась, что уже и не мечтает о новых рывках и достижениях, остаться бы на плаву с тем, что есть. Влияет на это не только снижение клиентской заинтересованности, но и покупательная способность населения. Проще говоря, люди стали считать каждую копейку, и уже расставаться с ней лишний раз никто не хочет. Продажи падают, прибыль, соответственно, тоже. Денег на развитие не остаётся. А банкам кредитовать малый и средний бизнес не интересно, драконовские ставки по кредитам отпугивают даже самых бесстрашных. Только 13% предпринимателей не жалеют денег и сил, чтобы улучшить результаты своей деятельности. Впрочем, есть ещё несколько немаловажных причин. Это высокий уровень конкуренции со стороны крупного бизнеса. А бороться с ними маленькие компании не могут, силёнок не хватает и государственной поддержки. Мы уже писали про то, с чем на деле сталкиваются те же местные виноделы. По словам директора виноградарского хозяйства Юрия Химичева, сетевики делают ставку на дешёвую продукцию, если кто-то и берёт донские вина, то на полках магазинов они затеряны. С похожей ситуацией сталкиваются многие его коллеги, в том числе и в других отраслях. Эту тему на минувшей неделе даже отдельно вынесли на круглый стол в Южно-Российском институте управления Президентской Академии. «Несмотря на стремление развивать и поддерживать многоформатность в торговле, за последние пять лет доля крупных и средних предприятий в розничном товарообороте Ростовской области выросла с 37% до 44%. Причём в сельских муниципальных образованиях крупные игроки занимают уже больше 58% розничного товарооборота», - рассказала вице-президент областной Торгово-промышленной палаты Светлана Абдулазизова. Такие дела Мешает жить опрошенным и нехватка квалифицированных кадров или их высокая текучка. Золотые руки не так-то просто найти даже на приличную зарплату, из-за чего даже у тех коммерсантов, что крепко стоят на ногах, возникают проблемы. Как признаётся уполномоченный по защите прав предпринимателей Ростовской области Олег Дереза, также ему регулярно поступают жалобы на новую систему применения контрольно-кассовой техники и нестабильность налогового законодательства. Палки в колёса ставят и монополисты. Особенно стараются энергетики, именно они, если верить исследованию, отличаются волокитой в оформлении и недешёвым подключением. Впрочем, несмотря на всё вышеперечисленное, донские предприниматели не унывают. По крайней мере, 68% респондентов всё-таки считают, что донской край приемлем для ведения бизнеса, а 12% даже называют его благоприятным. Хотя каждый пятый респондент с этим не согласен. Но речь идёт о тех, кто пока ещё держится на плаву, а сколько тех, кто уже прогорел? Как говорят в той же Торгово-промышленной палате, по неофициальным данным, из вновь открывшихся предприятий выживают всего пять процентов. А те, кто рискнул и уцелел, не пьют шампанское. Экономят не только покупатели, но и предприниматели. Комментарий власти Министр финансов области Лилия Федотова: «В прошлом году общий объём региональных налоговых льгот составил 2,7 млрд рублей, это 2,3% налоговых доходов областного бюджета. Наибольший объём льгот (в виде пониженных ставок по налогам) был предоставлен инвесторам - 1,6 млрд рублей (58,7% средств) и субъектам малого предпринимательства - 1 млрд рублей или 36%. Для оценки налоговых льгот мы используем критерии экономической и социальной эффективности. Экономическая эффективность предусматривает улучшение финансово-экономических результатов деятельности налогоплательщиков, применяющих льготу. Социальная эффективность признаётся положительной, если применение льготы способствует созданию новых рабочих мест, увеличению заработной платы, формированию благоприятных условий труда».