Войти в почту

Цепляясь корнями: Как в Польше соседствуют синагоги, храмы, костёлы и мечети

Заказной автобус с полутора десятком калининградцев – представителями общественности и СМИ, блогерами – отправился в трёхдневное путешествие по северо-востоку Польши. Соседняя страна празднует свою независимость – прошёл век с того момента, как польские отряды разоружили немецкий гарнизон в Варшаве, в результате чего революционер Юзеф Пилсудский, вернувшийсь из плена, получил полномочия правителя Польской Республики. Право быть независимым уважается в свободном обществе, – наверное, это первое, что стоит держать в голове, сопоставляя факты из насыщенной истории той или иной страны. Поэтому, поздравляя Польшу, которая на своём веку немало потерпела от решений как чужих, так и своих правителей, не скупитесь на искренность. , Автобус пересекает границу и везёт нас прямо в тёплые объятия наглядного примера польско-российской дружбы. Во-первых, её олицетворяет радушие, с которым встречают нас представители польского фонда Роминцкой пущи – Ксения Краевская, а позже и её супруг, Яромир. Во-вторых, – сам сердечный союз этих двух людей, калининградки и поляка, взявшихся показать нам многонациональную, многокультурную и многоконфессиональную Польшу. И те исторические центры, которые позволяют ей это поддерживать с давних времён. На них и остановимся., Костёл Свента Липка (Święta Lipka) Расположение: Варминско-Мазурское воеводство, посёлок Святые Липки Возведён в XIV веке, Святыня представляет собой особую ценность как в религиозном, так и в архитектурном плане – сюда стекаются паломники со всей Польши и Европы. Костёл считается одним из самых красивых сооружений, выполненных в стиле позднего барокко. Здесь расположен самый большой действующий орган в Польше (около 4 000 труб)., По преданию, на том месте, где сейчас в Святых Липках возвышается костёл, находилась липа с нерукотворным образом Девы Марии с Иисусом на руках. В XVI территория Святых Липок принадлежала Пруссии, реформисты боролись с католицизмом и в 1525 году срубили липу, однако люди всё равно приходили на это место тайком помолиться и заметили исцеляющий эффект. Кстати, одним из паломников был последний великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт, он пришёл в Святые Липки пешком и босиком прямо из Кёнигсберга. В 1618 году католикам позволили вздохнуть свободно, и тогда территорию Святых Липок выкупил секретарь короля Зигмунда III Стефан Садорски, права на неё и святыню были переданы иезуитам. Освящён костёл был в 1693 году., Что особенно запомнилось здесь: Мы застали хоровое пение деток, что напомнило о Вупи Голдберг, зажигательно приплясывающей в монастырском одеянии в знаменитой американской комедии 1992 года. Здесь божественному песнопению свойственны радостные нотки и танцевальные движения., Супрасльский православный монастырь (Monaster Zwiastowania Przenajświętszej Bogurodzicy) Расположение: Подляское воеводство, город Супрасль Возведён в 1498 году Главный центр православия на территории Польши в XVI веке считался вторым по значимости монастырским центром после Киево-Печерской лавры в землях Великого княжества Литовского и стал домом для монахов киевских монастырей. В его стенах в 1507 году была завершена работа над «Десятиглавом» – первым сборником библейских книг Старого и Нового Заветов, а к первой половине XVII века монастырь насчитывал богатую библиотеку из 600 книг, 234 из которых были кириллографичными. В более поздние годы, во времена войны, храм-крепость комплекса потерпел урон как со стороны красноармейцев, так и со стороны немецких войск. Первые, после раздела Польши в 1939 году, разворачивают в нём казармы и упражняются в стрельбе, используя иконы в качестве мишеней. Вторые взрывают собор во время отступления, в результате чего он превращается в руины. Возрождение монастыря происходит с 1984 года. , Нашим гидом по монастырю выступил мирской священник Иван. Он пишет иконы, производит их консервацию, помогает в делах при монастыре. Иконописи учился в Печорах, признаётся, что тут, в Польше, каждый монах – на вес золота, и всё, что они делают, идёт из глубины души: даже исповедь может длиться час, два, а то и больше, за чашечкой чая. К адептам церкви, главенствующей на территории Польши, 42-летний Иван относится дружелюбно: «Мы ведь как лёгкие христианской веры: одно – православное, другое – католическое». Священник рассказывает, что на северо-востоке страны проживает 250 тысяч православных. При этом монастыре католики и православные поддерживают и помогают друг друга, а иногда и защищают, если сверху поступают распоряжения, пытающие помешать этой дружбе., Что особенно запомнилось здесь: При монастыре действует музей икон – он интересен не только экспонатами, но и антуражем. Точечное освещение, создание словно пещерной обстановки, кривые зеркала – как напоминание о том, что никто из нас не идеален, «мы созданы по образу божьему, а должны стремиться к его подобию». , , Мечеть в Крушинянах Расположение: Подляское воеводство, 50 км от Белостока Первое упоминание в 1717 году, Крушиняны – одна из двух татарских деревень, расположившихся в Польше. По историческим данным, татары живут на этих землях со времён Великого княжества Литовского, с конца ХIII века. Мечеть была построена при польском короле Яне III Собеском. Здесь писались религиозные книги и переписывались священные писания. В 1915 году многим жителям деревни пришлось бежать вглубь России, таким образом, к концу XX века число местных жителей составляло менее 300 человек, сейчас их в два раза меньше, а мусульман – и вовсе около 30. Мечеть выглядит скромно, похожа на костёл, над которым на шпилях возвышаются полумесяцы. Популярна среди паломников из восточных стран и туристов, которым интересно познакомиться с людьми, из года в год продлевающими жизнь традициям своего народа, несмотря ни на что. , Неподалёку находится старое татарское мусульманское кладбище, где хоронят татар со всего Белостокского воеводства. Самая древняя могила датирована XVIII веком. Мы направляемся туда, чтобы увидеть её воочию и ознакомиться с особенностями захоронения. Оказываемся в хвойном лесу. Впереди идущий парень, что сопровождает нашего непринуждённого гида из татарской общины, спотыкается о могильный камень, – со временем захоронения проседают, скрываясь под землёй. Солнечный свет рассеивается над кладбищем, где царит умиротворённость и отсутствует хоть какое-то холодящее ощущение загробной жизни., Что особенно здесь запомнилось: Как человеку с России, знакомому с аутентичным татарским чак-чаком исключительно по визитам в Казань, было довольно удивительно обнаружить его в Польше, – после визита на кладбище, нас отвели в татарский ресторан. На тот момент – уже и ещё – было сложно назвать его именно рестораном, потому как недавно помещение полностью сгорело. Женщина по имени Дженнет, которая его держит, не опускает руки: кухня продолжает работать, команда делает всё, что в их силах, чтобы не разочаровать гостей и паломников, а столица Республики Татарстан не отказывает в поддержке своих людей на окраине Польши. Сама Дженнет имеет в роду крымских татар. Раньше она жила в другом городе, и однажды, посетив Крушиняны, поняла, что хочет сюда перебраться, чтобы поддерживать обычаи своих предков, проживающих здесь сотнями лет, и их культуру, которая нередко была под угрозой исчезновения. Этот трепет к своим корням, конечно, поражает и заставляет глубоко задуматься над собственным вкладом. , Старая синагога Расположение: Подляское воеводство, город Тыкочин Возведена в 1642 году, Синагога в городе, который населяли и развивали евреи с 1522 года, является, скорее, музеем, нежели объектом религиозного культа. Снаружи она невзрачна, но изнутри очень красива. Она служит местом, напоминающим о страшной судьбе неповинных людей, которые погибли от рук нацистов: всего за два дня, в августе 1941 года, представители 18-го поколения тыкочинских евреев были собраны на рыночной площади, а затем вывезены в леса и уничтожены. Каждый год это место посещают 80 000 израильтян. Что особенно здесь запомнилось: Знакомство с невероятным человеком Дариушем Шада-Борзижковски и его историями, которые трогают до глубины души. Дариуш – мужчина преклонного возраста, признанный журналист с 20-летним стажем. В синагоге он проводит экскурсии, раскрывая каждую деталь, но особого внимания заслуживают его откровенные рассуждения как независимого наблюдателя и человека, стоящего на стороне справедливости, и истории из жизни. Может рассказывать часами и производит неизгладимое впечатление. Человек с большой буквы, но о нём стоит поведать в отдельном материале. , Главное, что хотел показать пресс-тур калининградским гостям: Польша – толерантная страна. Сохранив нейтралитет в этом вопросе, мы подчеркнём: в дружбе, взаимотношениях, просто отношении к чему-либо – политика нередко бывает лишней. Но в её руках сосредоточено очень многое. Всегда помните об этом, прежде чем сделать какие-то выводы о представителях тех или иных стран., Фото: Александра Колотыгина

Цепляясь корнями: Как в Польше соседствуют синагоги, храмы, костёлы и мечети
© Tvoybro.com