Социальный дефолт: почему в Киеве вдвое дорожает проезд в гортранспорте
До последнего у киевлян теплилась надежда, что власти столицы во главе с мэром Виталием Кличко передумают, не будут поднимать цену на проезд в городском транспорте. Но чуда не произошло. В мэрии заявляют, что в Киеве сейчас — самая низкая цена проезда в Европе, 4 гривны — около 9,5 рублей. Но уже с 14 июля ситуация изменится: за жетон метро и билет на троллейбус/трамвай/автобус придется выложить уже 8 гривен — примерно 19 рублей. Не отставать решили и другие перевозчики: в частных маршрутных такси намерены тоже поднять цену и сравняться с гортранспортом. Всё (не) для людей Первый заместитель председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА) Николай Поворозник объясняет повышение проезда в метро и городских трамваях, троллейбусах и автобусах низкой заработной платой работников. «Дополнительные средства, которые будут привлечены после повышения, пойдут на выплату зарплат, а также оплату горюче-смазочных материалов и электроэнергии для обеспечения работы этих двух предприятий. Дело в том, что пассажиры не видят, что происходит в том же КП« Киевпасстранс». Сегодня есть свободные вакансии в этом предприятии для более 2000 человек. Водитель, работающий с раннего утра до позднего вечера, должен отдыхать два дня, но имея такое количество вакансий, «Киевпасстранс» не может себе такого позволить. А почему не хватает водителей? Потому что низкая заработная плата. Поэтому, с одной стороны, цены за проезд в транспорте «кусаются», а с другой — около 10 000 работников «Киевпасстранс» и 8000 работников «Киевского метрополитена» работают сверхурочно», — сообщил чиновник. При этом в киевской мэрии уверяют, что часто ездящие в метро не ощутят на себе повышения тарифов. Если покупать поездки оптом, они обойдутся около 6,5 гривен (16 рублей) за штуку. Города мира. Киев Перевозчики не отстают Но киевляне на уговоры властей не поддаются. В четверг, 12 июля, под зданием мэрии прошли сразу два митинга. Люди протестовали против повышения тарифов, уверенные, что народ водят за нос. Требовали перед повышением цен провести аудит, чтобы узнать реальную прибыль транспортников и как ею распоряжаются власти. В то же время сотрудники КП «Киевпасстранс» и столичного пришли к мэрии поддержать решение властей: они за повышение тарифов, потому что благодаря этому работникам обещали поднять зарплату. Уже готовят повышение и владельцы частных маршруток. Пока проезд в них стоит 5 гривен (около 12 рублей), но это ненадолго: грядущее повышение до 8 (19 руб.) объясняют «возникшей необходимостью». Якобы из-за роста цен в городском транспорте люди чаще будут ездить на маршрутках, увеличится нагрузка на машины и они быстрее придут в негодность. С ужасом ждут роста цен жители пригорода Киева. Большинство работает в столице, но коммунального сообщения с ней просто нет — ежедневно приходится выкладывать от 12 до 20 гривен за проезд (от 30 до 49 рублей). Теперь же поездки прибавят в стоимости еще минимум 3 гривны (7 рублей). Горожане — против Год назад, 15 июля 2017 года, в Киеве уже поднимали стоимость проезда: в метро — с 4 до 5 гривен (с 10 до 12 рублей), в городском электротранспорте — с 3 до 4 гривен (с 7 до 10 рублей). Тогда тоже была официальная причина: заявляли, что цены растут из-за подорожания электроэнергии в 4,6 раза, повышения минимальной зарплаты в стране в 2,6 раза, а также из-за увеличившихся в цене горячего, воды и запчастей. В мэрии уверяли, что увеличение тарифов позволит покрыть затраты на электроэнергию и компенсировать расходы на заработную плату работникам. Впрочем, в самих муниципальных предприятиях были недовольно повышениями, заявляя, что цены должны расти гораздо быстрее. Теперь пришла очередь недовольства киевлян. Правда, большинство все-таки изливает негатив в социальных сетях, а не выходит на улицы с требованиями. «Минимальную зарплату украинцам повысили на 40 гривен, а проезд повышают почти в два раза. Где логика?! При этом мэрия увеличивает тарифы ЖКХ, дорожают газ, вода, свет. Они хотят, чтобы мы платили как в Европе, а зарплату нам платят, как в Африке», — возмущается киевлянка Светлана Терентьева. Попутно горожане пишут, что ездить приходится в грязных салонах автобусов и трамваев, в компании откровенных маргиналов. Также люди сильно сомневаются, что поручни в киевском транспорте дезинфицируют минимум раз в день, как это делают в Европе. автобус Киев Бунта не будет Вопрос с ростом тарифов решен окончательно, киевские власти ничего менять не будут, даже несмотря на протесты горожан, уверен политолог Андрей Золотарев. «В отличие от Януковича, сегодня у власти находятся циничные и лицемерные люди, которые могут одеться в личину патриотов, ультранационалистов, исходя из политической конъюнктуры, чтобы извлечь выгоду любым способом. Банально грабя страну. Они добровольно не уйдут, но и за четыре года они ничего для страны предложить не могли, кроме лозунгов: «Жить по-новому!», — говорит Золотарев в комментарии изданию Украина.ру. За это время власти довели экономику до краха, обвалили гривну в три раза, повысили коммунальные тарифы в десять раз, снизили доходы населения более чем в два раза, перечисляет эксперт. «По сути, произошел социальный дефолт государства, двухсторонний отказ от социальных обязательств. При продолжающейся войне, при раздувании гуманитарных, межконфессиональных конфликтов. Этих людей надо отстранять, убирать от власти. А потом — давать уголовно-правовую оценку из деятельности», — отмечает политолог. Проблема еще и в том, что следом за Киевом будут поднимать тариф на проезд в городском транспорте в регионах, подчеркивает Золотарев. «Любой бунт украинцев сегодня обречен на неудачу, до тех пор, пока не появится политическая сила, которая сумеет возглавить протест, с четкой программой действий. Пока социальные недовольства носят стихийный характер, с ними власти справиться легко. Если люди объединятся в социальном протесте под руководством одной из политических сил, тогда действующей власти придет конец», — резюмирует политэксперт. Но даже если найдутся вожаки, гарантировать социальные «тарифные» бунты никто не может. Украинский народ — очень терпелив, может и это стерпеть. Всё в сравнении Если сравнить цены и тарифы на проезд на городском транспорте в Киеве и, например, в Москве, то сразу обнаруживается, что в столице Украины цены в 5 и более раз ниже московских. Но это — кажущаяся разница. Например, цены за коммуналку, свет и газ в Киеве в три и более раз выше, чем в Москве. Пенсии и зарплаты, наоборот, ниже на те же разы. Но не это главное. Тот же Московский метрополитен и прочий городской транспорт после повышения цен на билеты значительно обновился, многие старые станции и остановки отремонтированы, ежегодно в Москве открываются новые станции и маршруты. То есть увеличение цены сказалось прежде всего на улучшении транспортного обслуживания и повышении комфорта. Чего нельзя сказать про Киев. Практически все деньги, которые поступят от повышения цен пойдут на погашение прошлых долгов и увеличение зарплаты водителям и обслуживающему персоналу, зарплаты которых — самые низкие в Европе.