Войти в почту

Агробизнес московского региона: время работать над брэндами

Во вторник, 10 июля, в рамках круглого стола в эфире сетевого вещания "Вечерней Москвы" эксперты обсудили перспективы развития аграрного сектора столичного региона и условия, в которых на сегодняшний день, трудятся фермеры Москвы и Подмосковья. Руководитель Ассоциации сельскохозяйственных и промышленных производителей Михаил Микоц отметил, что сейчас сельхозпродукция поступает на столичный рынок, в основном, из регионов. - Доля импорта из Израиля, Ирана и Турции тоже немалая, но в теплый сезон большую часть рынка занимает отечественная продукция, - пояснил Микоц. Также присутствует тепличная продукция, по объему производства которой Подмосковье занимает далеко не последнее место в Центральном федеральном округе. - Помимо культур закрытого грунта, активно развивается и подмосковное молочное производство. Хотя "настоящего" молока в регионе до сих пор не хватает и товаропроизводителям нужна поддержка, - подчеркивает эксперт. Рассуждая на тему того, стоит ли фермерам столичного региона пытаться конкурировать с масс-маркетом, эксперты единогласно отвечают - "Нет". - Есть продукты массового спроса - то, что мы видим на прилавках супермаркетов, - поясняет московский фермер Алексей Бурков. - Там нет "особых" продуктов: только то, что имеет средний вкус и рассчитано на среднего потребителя. Ведь основной упор супермаркетов идет на безопасность продуктов. Но если мы говорим о ярмарках - спрос на такой товар со стороны потребителей все равно будет, так как речь идет, прежде всего, о вкусовых характеристиках, полезности и ряде других ценных для покупателя характеристик. Бурков отметил, что цены на фермерскую продукцию на могут быть сопоставимы с теми, что предлагает супермаркет. - Если моцарелла изготавливается вручную и является качественной, она никогда не может стоить столько, сколько товар, производимый на автоматизированных производственных линиях. - иллюстрирует ситуацию эксперт. Председатель Комитета по развитию предпринимательства в агропромышленном комплексе Московской торгово-промышленной палаты, председатель Кооперативного союза «СельКооп» Сергей Скоморохов отметил, что несмотря на то, что в столице нет отдельного отраслевого департамента, тот уровень муниципальной поддержки, который существует в регионе на сегодняшний день вполне устраивает и фермеров, и отрасль в целом. - Но это не значит, что потенциал региона использован полностью. - отмечает Скоморохов.- Если фермеры могли бы объединиться и сформулировать конкретный запрос на то, что им еще необходимо - ввели бы и дополнительные меры поддержки. Минус московских фермеров заключается в том, что они не объединены, уверен эксперт. Однако, политолог, экономист и председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук отмечает, что несмотря на то, что инфраструктура в Московском макро-регионе по производству и доставке сельхозпродукции до потребителя налажена и при дальнейшем планомерном развитии регион может обеспечить себя полностью даже при условии наступления форс-мажорных обстоятельств, надо работать над себестоимостью и "формированием" брэндов фермерских хозяйств. - Надо искать новые цены и новые брэнды, - подчеркивает Трофимчук. Скоморохов также отмечает, что крайне немаловажно, чтобы каждый производитель имел "свое имя" на рынке. - Откуда наш потребитель может узнать о фермерских хозяйствах, которые есть на его локальном рынке? На зарубежных рынках почти у всех кооперативов - объединений фермеров - есть узнаваемые "имена",которые они берегут, как и свой статус производителя той или иной продукции. Однако, есть у фермеров столичного региона и другие - более значительные проблемы. Кстати, ничем не отличающиеся от тех, что касаются товаропроизводителей из регионов. - Надпись "фермерский" сегодня может быть нанесена абсолютно на любой продукт, и законодательно это никак не регулируется. Никто не имеет права требовать никаких подтверждающих документов, - с сожалением отмечает Скоморохов.- Пока сам производитель чем-то не выделит свой товар, а рядом будут стоять люди с надписью "фермерский", фактически, предлагающие продукты массового производства - они будут составлять конкуренцию по цене и ставить фермера в невыгодные условия. Однако, бояться за качество московской сельхозпродукции не стоит - независимо от того, в каких объемах она производится. Основные позиции по безопасности у "фермерки" такие же, как и у товаров масс-маркета. Контролируют продукцию, прежде всего, ветеринарные службы. Для того, чтобы обеспечить безопасность, существует определенный регламент. - Раз в полгода у моих коров берут анализ: на бруцеллез, туберкулез, лейкоз и так далее. Кстати, бесплатно. Раз в полгода также делаются прививки от опасных для человека болезней. И еженедельно берутся анализы на мастит. - поясняет Бурков. - Кроме того, на ярмарках в Москве также осуществляется жесткий ветеринарный контроль качества. Подводя итоги, эксперты выразили надежду на то, что если фермерство в пределах Новой Москвы и Подмосковья будет развиваться, это не только позволит поддержать разнообразие еды на столах у москвичей, но и поможет региону стать передовым, если не по объемам производства сельхозпродукции, то уж точно, по внедрению передового отечественного и зарубежного научного опыта в аграрном секторе.

Агробизнес московского региона: время работать над брэндами
© Вечерняя Москва