Сварить креативный бульон. Как в Калининградской области хотят развивать малые города
Участниками стратегической сессии экспертного совета по малым территориям стали представители центра социального проектирования «Платформа», центра стратегических разработок, общественной палаты РФ, ВЦИОМ, института территориального маркетинга и брендинга, экспертного совета при правительстве РФ, региональные, муниципальные власти и руководство «GS Group». Ключевыми факторами привлечения бизнеса в малые города, по мнению экспертов, являются заинтересованность бизнеса, государственная поддержка проектов, а также понимание и открытость органов муниципальной власти. «В малые города должны идти компании, заинтересованные в развитии территорий. Роль государства тут может быть ключевой. Оно должно регулировать – куда должен прийти бизнес и чем он будет обременен», – заявил вице-президент по стратегическому развитию «GS Group» Константин Аксенов. По его словам, социальные и образовательные проекты, реализуемые кластером за его пределами, создают «креативный бульон», который способствует привлечению и удержанию высококвалифицированных специалистов. Помогая городу, предприятие помогает самому себе – пояснили эксперты, заметив, что на сегодняшний день такие случаи, скорей, исключение из правил.«Социальную активность бизнеса необходимо мотивировать на уровне государства, в частности, за счет предоставления налоговых вычетов», – высказал точку зрения генеральный директор корпорации развития Калининградской области Владимир Зарудный. Однако внимание государства, налоговые и другие преференции не смогут привлечь бизнес в малый город, который не обладает необходимым для этого потенциалом, в том числе и человеческим. Вице-президент Центра стратегических разработок Наталья Трунова отметила, что Калининградская область благодаря близости к Европе, мобильности населения, а также по этническому, социальному, религиозному и предпринимательскому многообразию, находится в более выигрышных позициях по сравнению с другими регионами. «Калининградская область – одна большая конгломерация и в этом ее преимущество», – подчеркнула Трунова. По мнению членов экспертного совета, инновационный город должен иметь свою узнаваемость, идентичность, чем Гусев похвалиться пока не может. В свою очередь представители муниципальной власти Гусева заметили, что благодаря такому градоразвивающему предприятию как «Технополис GS», им удастся гармонично совместить промышленную и историческую составляющие города, вблизи которого проходило знаменитое сражение Первой мировой войны. На территории технополиса уже создан мемориальный парк, посвященный 100-летию победы русской армии в Гумбиненском сражении. Центральная композиция парка – монумент известного скульптора и художника Михаила Шемякина «Памяти забытой войны, изменившей ход истории». В развитие этой исторической темы, муниципалитет разработал проект реконструкции центральной городской площади, которая будет называться «Русская победа спасла Париж». Участники стратегической сессии считают трансформацию Гусева в точку притяжения и экономического роста успешной моделью, которую необходимо изучить, «разложить по полочкам» и применить в других малых городах России. Итогом работы экспертного совета станут предложения по развитию малых территорий и их инновационного потенциала, которые будут направлены органам власти всех уровней.