Войти в почту

Сегодня памятная литературная дата: 2 июля 1877 года родился культовый писатель XX века Герман Гессе. Две жизни были написаны ему на роду. Первая – традиционного немецкого романтика, в общем-то заурядного эпигона Гете и Шиллера. Критика Гессе уважала (не более), его сочинения имели своего благожелательного читателя. Как говорится, ничто не предвещало. Но на пятом десятке Гессе вдруг отказался от заработанного честным трудом литературного капитала и резко свернул на совсем другую дорогу. Вела она в места тогда еще дикие и малоисследованные – внутрь себя, в тайные уголки подсознания. Проще всего эту внезапную метаморфозу объяснить свалившимися на Гессе напастями. Умирает отец, жена сходит с ума, мировая война обостряет до крайности его отношения с патриотически настроенными соотечественниками. И все же заметим, что сугубый интроверт Гессе и до того был склонен к самокопанию. А покопаться было в чем: душевные кризисы, тяжелые депрессии, одна из которых привела к попытке самоубийства, психиатрическая лечебница... Неудивительно, что в конце концов Гессе попал к Йозефу Лангу, ученику знаменитого основоположника аналитической психологии Карла Юнга. 72 сеанса психоанализа убили посредственного литературного романтика. Но зато родился писатель совсем другого уровня – будущий лауреат Нобелевской премии, романы которого в свое время занимали умы миллионов читателей по всему земному шару. Вместо жизни людей он начинает описывать жизнь человеческого духа. По сути это настоящий психоанализ – только литературный. В 1927 году вышел «Степной волк» - знаковый роман о блужданиях героя в потемках своего внутреннего «я», где борются два начала – высокодуховное и животное. Как настоящий степной волк, забредший в чащу каменных джунглей, Гарри Галлер не может найти себя в окружающем мещанском быте. По прочтении остается острое чувство недосказанности: нет ни моралите, ни ответов на мучающие вопросы, весь интерес заключен в самом процессе психоанализа. А спустя пятнадцать лет Гессе опубликовал свой главный роман - «Игру в бисер». Он написан в неожиданном для той эпохи жанре философской утопии. Интеллектуальная элита общества удалилась в страну духа - вымышленную провинцию Кастилию, чтобы сохранить духовность в эпоху всеобщего дилетантства и засилья масскульта. Спасение приходит через мудрую игру с туманными правилами… И тут никаких выводов – их надо делать самим. Пик популярности Германа Гессе пришелся на 1970-е годы, когда он стал иконой бунтующей западной молодежи, ищущей свое место в мире. Хиппи зачитывали его книги до дыр. Сегодня тончайшую вязь прозы Гессе читают меньше: жизнь духа – материя деликатная, следить за ней – занятие на любителя, увлекательнейшее для одних, а для других невыносимо скучное. Очевидно лишь то, что творчество Гессе остается неразгаданной загадкой. Больше полувека прошло после ухода писателя, но о его истинном месте в литературе до сих пор спорят.

Анализируй это!
© Вечерняя Москва