Войти в почту

Гражданской авиации должны добавить денег

В 2017 году предприятия оборонно-промышленного комплекса выпустили 139 боевых самолётов и 214 вертолётов. При этом доля гражданских машин в общем объёме производства авиаотрасли составила всего 16 процентов. Такой дисбаланс, по мнению сенаторов, несёт угрозу транспортной безопасности страны. В бою и на рынке им почти нет равных Правовые и технологические аспекты развития авиационной отрасли в сфере ОПК стали предметом дискуссии экспертов и представителей отрасли на площадке Совета Федерации 29 июня. По словам вице-спикера палаты регионов Юрия Воробьёва, отечественная авиапромышленность — одна из ключевых высокотехнологичных отраслей российской экономики, вносящая весомый вклад в бюджет страны и обеспечивающая рабочими местами более 400 тысяч специалистов. «В последнее время финансирование государственного оборонного заказа позволило отрасли уверенно смотреть вперёд, — отметил он. — В 2017 году предприятия оборонно-промышленного комплекса выпустили 139 боевых самолётов и 214 вертолётов, в войска поступило около 200 беспилотных летательных аппаратов». Ожидается, что к концу 2018 года доля современной техники в Воздушно-космических силах составит 74 процента. На вооружении ВКС стоят современные многофункциональные бомбардировщики Су-34 и Ту-22М3, «стратеги» Ту-95МС и Ту-160, истребители Су-30СМ, Су-35С, МиГ-29К и транспортники Ан-26, Ан-12, Ил-76 и Ан-124. Проходят испытания перспективные комплексы фронтовой авиации пятого поколения Су-57, предназначенные для решения широкого спектра задач, а также воздушные пункты управления в стратегических и оперативных звеньях, самолёты разведки и стратегической авиации (ПАК ДА). Воздушно-космические силы получили около ста новых учебно-тренировочных самолётов Як-130 взамен устаревших морально и физически чехословацких самолётов L-39. «Летающая парта» позволяет готовить лётчиков на разные типы самолётов, подстраивая под них свои приборы управления и имитации. Завершаются работы по созданию сверхманёвренного лёгкого многофункционального авиакомплекса МиГ-35. Идут поставки новой модификации тяжёлого транспортного самолёта Ил-76МД-90А, модернизируются Ан-124. Продолжается работа над первым образцом лёгкого транспортного самолёта Ил-112 и самолёта-заправщика Ил-78М-90А. Кроме того, начаты работы по созданию среднего военно-транспортного самолёта Ил-276. На сегодня лучшей техники нет ни в одной армии мира, заверил экс-главком Воздушно-космических сил России, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев. «Прекраснейшие боевые вертолёты и самолёты, они хорошо показали себя в боевых условиях на территории Сирии», — отметил сенатор. Неслучайно российская военная авиатехника пользуется стабильным спросом за рубежом. На её долю, включая модернизацию и обслуживание ранее поставленных машин, приходится около половины экспорта наших вооружений. По данным Рособоронэкспорта, 30 процентов мирового рынка боевых вертолётов занимают отечественные Ми-28 и Ка-52. А объёмы экспортных поставок многоцелевых и военно-транспортных вертолётов превысил общий объём продаж их нероссийских аналогов. Свидетельством популярности вертолётов Ми-8 и Ми-17 является то, что в течение 20 последних лет Россия экспортировала более четырёх тысяч вертолётов в более чем 100 стран мира. Дисбаланс в гражданской отрасли Однако сенаторы и специалисты отмечают, что сегмент гражданской авиации в объёме производства отрасли составляет всего 16 процентов. При этом большая часть воздушных судов выпускается для российского рынка и имеет слабый экспортный потенциал. Так, доля гражданских самолётов с российским паспортом на мировом рынке равна всего два процента, в отличие от военных. У гражданского вертолётостроения позиции немногим лучше — 12 процентов рынка. Лидеры по экспорту многоцелевых истребителей (за период 2013-2020 гг. Источник: Центр анализа мировой торговли оружием) Страна Количество самолётов Выручка (млрд долларов) США 452 65,226 Россия 347 22,18 Китай 135 3,64 Модельный ряд гражданских самолётов небольшой и пополняется реже, чем у военных. За 10 лет было выпущено всего 161 Суперджет-100. А перспективный ближне-среднемагистральный МС-21, который ещё проходит испытания, законтрактован до 2020 года в количестве 275 машин. Всё это говорит о недостаточной привлекательности отечественных гражданских самолётов.Перекос в сторону военного бизнеса в авиапроме противоречит мировому тренду на приоритетное развитие гражданского авиастроения. Россия уже импортирует все типы гражданских самолётов, и существует реальная угроза полной потери внутреннего рынка. В этой связи сенаторы рекомендуют Правительству при подготовке бюджета на 2019-й и последующие годы предусмотреть необходимые ассигнования на развитие гражданской авиации. Кроме того, кабмину следует разработать и внедрить механизмы стимулирования производства и приобретения отечественной авиатехники для развития транспортной системы страны. «Россия всегда была и остаётся авиационной державой. Без этого статуса нам не выжить. Как вы понимаете, никто в мире нам никогда не продаст суперсовременные боевые или гражданские самолёты. Всё это мы должны разрабатывать и выпускать сами», — подчеркнул Виктор Бондарев, добавив, что для этого у нас есть всё необходимое.

Гражданской авиации должны добавить денег
© Парламентская газета