«Франциско-Франковск»: декоммунизация украинского писателя

28 июня неизвестные сорвали мемориальную доску Ивану Франко, которая была установлена в центре Львова, на улице Соломии Крушельницкой, где когда-то проживал выдающийся украинский писатель. В прежние, домайдановские времена эта новость попала бы в топ всех новостных лент — а сегодня никто не обратил на нее большого внимания. Поскольку уничтожение памятников украинским литературным классикам давно стало обыденностью практически во всех регионах страны, где они стали объектом настоящей охоты. Так, в июле 2015 года злоумышленники похитили бюст Франко, установленный на Львовщине, в карпатском местечке Тухля. «Я в шоке! Из этого колодца пил воду Иван Франко. Здесь он писал повесть «Захар Беркут». А неделю назад неизвестные варвары украли бронзовый бюст Ивану Франко. Считаю долгом львовской полиции, и ее начальника Дмитрия Загария раскрыть это дело и наказать преступников», — гневно писал тогда львовский патриотический активист Роман Андрусяк. Но эти призывы не помогли — два года спустя, 8 марта 2017 года, вандалы безнаказанно отрезали бронзовую руку на другом памятнике Франко, установленном в селе Лишня Дрогобычского района Львовской области. Пострадали и памятники Тарасу Шевченко — так, в августе 2016 года неизвестные похитили бронзовый памятник Кобзарю, установленный на его родине, в селе Шевченково на Черкащине. Директор Национального заповедника «Родина Тараса Шевченко» Людмила Шевченко считает, что преступники демонтировали монумент с помощью специальных технических средств и механизмов — однако, местная полиция по каким-то странным причинам не смогла установить виновников этого высокотехнологического вандализма. А в Чернигове был таким же образом увезен на грузовике стокилограммовый бюст Михаилу Коцюбинскому, установленный на его могиле, в исторической части этого областного центра. Еще худшие испытания пришлись на долю памятного наследия Леси Украинки. В 2017 и 2018 годах вандалы дважды осквернили ее могилу на Байковом кладбище в Киеве, похитив с нее бронзовые элементы декора. Наконец, 3 марта был похищен бюст поэтессы, установленный на здании ее киевского музея по улице Саксаганского. В этом случае преступников удалось отыскать — как и ожидалось, это были охотники за цветным ломом, которые украли памятный знак, чтобы отправить его на переплавку. Конечно, во всех этих преступлениях вроде бы нет никакого политического подтекста — хотя сотрудники музея Леси Украинки и львовские националисты поначалу пробовали отыскать в них вездесущую руку Кремля. Однако, массовая вандализация памятников украинским классиком является прямым следствием тех глубоких и сущностных сдвигов, которые произошли в украинском обществе по итогам Евромайдана. Массовое уничтожение советских памятников легализовало погромный вандализм, превратив его в легкий и выгодный бизнес — ведь не секрет, что многие борцы с памятниками Ленину ломали их не столько из идеологической мотивации, сколько из желания заработать. А когда коммунистические памятники закончились, патриоты выбрали объектом атаки монументы украинским писателям и поэтам. Тем более, что тотальная деиндустрализация, вкупе с о стремительным обнищанием населения, превратили продажу цветмета в единственный источник дохода для множества украинцев, которые воруют бюсты и мемориальные доски чтобы прокормить семью и заплатить за тарифы. Впрочем, по большому счету, этот процесс также укладывается в общую логику декоммунизационных процессов. Для начала, большинство вандализированных документов были построены в тоталитарные времена — вместе с разрушенными после майдана памятниками криминализованным деятелям советской эпохи. И, таким, образом, их уничтожение вполне подпадает под общий знаменатель борьбы с ее тяжелым наследием. Кроме того, персоналии украинских классиков также несут на себе порочную печать увлечения идеями коммунистического толка. К примеру, тот же Иван Франко переводил на украинский главу «Первоначального накопления капитала», комплементарно отзываясь о ее авторе: «славный немецкий социалист Карл Маркс ясно доказал, что именно из дополнительных стоимостей, урваных у рабочих, произошли все капиталы». Леся Украинка лично перевела на украинский «Манифест коммунистической партии», Михаил Коцюбинский являлся убежденным социалистом — а его сын и зять стали видными представителями партии большевиков, погибнув во время репрессий тридцатых годов. В целом все поколение основоположников украинской литературы испытало на себе огромное влияние европейских социалистов. Что, разумеется, не вызывает восторга у современных украинских декоммунизаторов. «Во Львове сорвали мемориальную доску Ивана Франко. Всё верно, ведь левак был, социал-демократ. Предлагаю ультраправому режиму не останавливаться и переименовать Ивано-Франковск в честь испанского диктатора Франко (Франциско Франко — ред.). Франциско-Франковск — звучит же», — иронизирует над этим одесский блогер Вячеслав Азаров. Придраться можно даже к Шевченко, которого так высоко ценили и чтили в советские времена — напомнив ему крамольные слова из опубликованной в 1858 году русскоязычной повести «Прогулка с удовольствием и не без морали». «Выходит, что идея о коммунизме не одна только пустая идея, не глас вопиющего в пустыне, а что она удобоприменима к настоящей прозаической жизни. Честь и слава поборникам новой цивилизации!», — писал великий Тарас, абсолютно не жалея чувства Владимира Вятровича и всей остальной когорты украинских националистов. Как бы там ни было, важно отметить — декоммунизация выдающихся деятелей украинской культуры уже не ограничивается криминальной вандализацией памятных знаков. Так, из школьной программы неожиданно исчезли «Каменярі» — одно из самых известных стихотворений Ивана Франко, которое призывает народ к упорной борьбе с несправедливостью и произволом. Трудно сказать, является ли это актом цензуры — но нельзя исключать, что в Минобразовании решили убрать из учебников излишне революционные стихи, чтобы они не провоцировали подростков к протестам против нынешней власти. А это значить, что шутливые предложения изменить название Ивано-Франковска — например, вернув ему старое название Станислав — однажды тоже могут в конкретные предложения чиновников и политиков, которые всегда призывают к войне с Москвой, однако, по факту объявили джихад историческому и культурному наследию своей собственной родины.