Почему в России не возможна парламентская республика
Народные собрания, осуществляющие совещательные и законодательные функции, уходят своими корнями еще в античность. Однако родиной парламентаризма современного типа принято считать Англию, в которой в XIII веке власть монарха была ограничена советом королевства. Впоследствии в ряде стран Европы появились парламентские республики, в которых в основном именно представительные институты определяют политику государств. Ещё до появления в IX веке Древнерусского государства славянские племена собирались для обсуждения внутригрупповых вопросов на племенные сходы, которые назывались вече (от вѣтъ — совет). На Руси этот орган самоуправления, состоявший впоследствии из местной знати, получил широкое распространение в ряде земель во времена феодальной раздробленности по причине ослабления княжеской власти. Допетровская Русь Образование русского централизованного государства сопровождалось постоянной борьбой с внешней опасностью в условиях разобщенности регионов. При этом власти нужна была мобилизация всех возможных ресурсов, в связи с чем постепенно возрастала регламентация общественной жизни и усиливался административный аппарат. В отличие от многих стран западного мира русская церковь не являлась оппозицией светским правителям, переняв византийские традиции, где православие находилось в подчинении императору. Сословно-представительные учреждения — Земские соборы, созывавшиеся в XVI-XVII веках во время серьёзных трудностей, когда правительство нуждалось в обратной связи от населения, не играли существенной роли в отличие от английского парламента или французских Генеральных штатов. Они собирались по инициативе власти, а их решения не были обязательными. Монархов ограничивали, прежде всего, патриархальные традиции, а также Боярская дума, являвшаяся совещательным органом из представителей знатных родов. При Иване Грозном (1533-1584) отношения между самодержцем и аристократией существенно обострились, и если в начале правления царь был вынужден считаться с боярами, то в дальнейшем он стремился избавится от их влияния. В результате учрежденной опричнины Ивану IV, опиравшемуся на поддержку лично преданных служилых людей, удалось ослабить знать. Тем не менее во время Смутного времени (1598-1618) значение Земских соборов и Боярской думы существенно усилились, родовая аристократия в 1606 году впервые добилась ограничения царской власти с помощью Крестоцеловальная записи Василия Шуйского. Однако уже со второй половины XVII века при первых Романовых прослеживаются тенденции к установлению абсолютной монархии. Российская империя Провозгласивший себя императором в 1721 году Пётр I кардинально изменил структуру государственных учреждений, увеличив степень централизации. Самодержцу была не нужна инициатива снизу, а необходимы лишь талантливые организаторы и исполнители, поэтому институты социального контроля государства не создавались. Попытка изменить ситуацию была предпринята в 1730 году, когда высшие сановники решили пригласить на престол несамостоятельную, как им казалось, Анну Иоановну при условии соблюдения так называемых «Кондиций». В соответствии с ними роль монарха сводилась к представительским функциям, однако императрица вскоре разорвала данные соглашения. Последующие правители не собирались сокращать свои властные полномочия, напротив стремясь к абсолютизму. Во времена царствования Александра I (1801-1825) сподвижник императора Михаил Сперанский выдвинул идею разделения властей и создания Государственной Думы. Однако данным планам также не суждено было сбыться, так как консервативно настроенное дворянство и чиновничество активно препятствовало им, а угроза со стороны Наполеона подкрепила эту тенденцию. Идеи ограничения самодержавия стали занимать образованную часть общества с начала XIX века, а попытки претворения их в жизнь, как правило, вели к репрессиям. Первыми подобными оппозиционерами стали декабристы, большая часть которых была отправлена в ссылку, а наиболее активные участники движения казнены. Парадоксально, что именно противники власти в конце концов помешали реализации инициативы по сокращению монарших полномочий: в 1881 году участники террористической организации убили освободившего страну от крепостничества Александра II (1855-1881). Незадолго до смерти самодержец собирался всерьёз рассмотреть проект первой «русской конституции». К началу XX века Россия была одной из немногих стран с абсолютной монархией, где император обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти. Несмотря на это Николай II (1894-1917) пошел на ограничение самодержавия только после событий первой русской революции. Дума и Советы В октябре 1905 года последний монарх подписал манифест о разграничении властных полномочий, в соответствии с которым в нашей стране появилась Государственная Дума. Первый русский парламент работал чуть больше двух месяцев и был распущен Николаем II под предлогом того, что депутаты «уклонились в не принадлежащую им область». Законодательный орган следующего созыва проработал чуть больше, чем его предшественник — около трёх месяцев. Впоследствии власть стремилась максимально изменить соотношение выборщиков в пользу имущих слоёв населения. По подсчетам специалистов один голос помещика приравнивался к 543 голосам рабочих. Октябрьская революция 1917 года, воспринимаемая первоначально значительной частью трудового населения как освобождение «от цепей самодержавия», не привела к торжеству народного управления. Примечательно, что восставшие против большевиков в 1921 году моряки Кронштадта выдвигали, в частности, лозунг за «Советы без коммунистов». На практике эти органы публичной власти не имели реальных полномочий, всецело подчиняясь правительству. Ещё одна форма народного объединения для защиты своих интересов — профсоюзы — после X съезда РКП (б) в 1921 годы была превращена в послушный придаток власти, поскольку в Советской России «классовая борьба с государством являлась бессмыслицей». В итоге по прошествии времени всё свелось к руководящей роли единственной силы, ставшей коллективным, а, порою, как во времена Сталина, единоличным аналогом самодержавия. После 1991 года Перестройка, призванная изменить традиционные тенденции к автократии, привела в итоге не к изменению, а к распаду государства. Последующие либеральные реформы в отсутствии гражданского общества привели не к свободе личности и рынка, а спровоцировали «дикий» капитализм и торжество сильного над слабым. К 1993 году в стране сложилась система двоевластия, когда законными рычагами власти обладали как Верховный Совет, так и президент Борис Ельцин. В результате глава государства пошёл на силовое решение конфликта, разогнав парламент танками и силами спецназначения. Принятая в декабре 1993 года Конституция России зафиксировала в стране президентскую республику. Вопрос о возможности существования в России парламентской республики остается дискуссионным, но анализируя историческое прошлое, становится понятно, что ее существование в ближайшем будущем маловероятно. Определённую роль играют размеры России, в рамках которых сплотить государство проще под единоличной властью. Кроме того, не стоит забывать о сложившемся за многие века менталитете, выражением которого служит поговорка «Без царя в голове». Это проявление коллективного бессознательного подчеркивает необходимость существования внутреннего самодержца, а его отсутствие отождествляется с безумием.