Войти в почту

На орловских чиновников завели уголовные дела за плохие дороги

Так, сотрудники регионального СУ СК завели дело по статье "Халатность". Фамилии фигурантов не называются в интересах следствия. Однако известно, что стали ими сотрудники казенного госзаказчика. Через предприятие проходит большая доля дорожных закупок. Как выяснили следователи, в прошлом году оно заключило государственный контракт на строительство участка дороги в Орловском районе - между деревнями Плещеевский Завод и Подкопаево. Подрядчиком стала фирма из Тульской области, которая и ранее неоднократно выигрывала тендеры в Орле. - Строительство было выполнено с существенными дефектами, - представила версию следствия старший помощник руководителя СУ СК Юлия Дорофеева. - Несмотря на это, должностными лицами заказчика работы были приняты в полном объеме. Стороны подписали акты, на основании которых подрядчик получил всю причитающуюся сумму. Кстати, чиновники свою вину не признают - уверяют, что приемка работ "с дефектами" - обычная практика в дорожной сфере. Дескать, подрядчик дает устное, а порой и письменное обязательство устранить недостатки. Ему верят на слово, подписывают акты и платят деньги. Однако слово подрядчики держат редко. Особенно те, кто не собирается оставаться в регионе и бороться за новые тендеры. Некоторые тянут время - не отвечают на претензии, доводят дело до суда. Идут апелляции и кассации, истекает срок давности. В результате орловцы получают плохие дороги, а бюджету с точки зрения закона причиняется ущерб. По словам руководителя регионального управления СК России Анатолия Щурова, "дорожные" уголовные дела зачастую подпадают под категорию коррупционных. Например, когда речь идет о злоупотреблении должностными полномочиями и хищении бюджетных средств. Своего рода бум таких нарушений пришелся на 2015-2016 годы. - Ряд уголовных дел был возбужден на основании материалов проверок контрольно-счетной палаты, - сообщил Анатолий Щуров. - Так, в стадии расследования находятся дела, связанные со строительством и ремонтом дорог в Малоархангельском районе и благоустройством дворовых территорий в Орле. Введенные в эксплуатацию автодороги числились как объекты незавершенного строительства: никто не отвечал за их содержание Дела возбуждены и в результате наиболее нашумевшей проверки. Ее в прошлом году совместно с областной КСП провели аудиторы федеральной Счетной палаты. "РГ" уже рассказывала о ней. СП проверила, как в регионе были израсходованы федеральные средства, выделенные на строительство сельских дорог. Результаты ошеломили. Так, общий объем проверенных средств составил 598,5 миллиона рублей, а нарушений нашли на 83,8 миллиона. Из них свыше 52 миллионов рублей, по мнению аудиторов, были потрачены не по назначению, то есть это были нецелевые расходы. Неэффективное использование бюджетных средств оценили в 30,7 миллиона рублей. - В рамках этого же контрольного мероприятия были выявлены нарушения в сфере закупок примерно на 812 миллионов рублей, - сообщил председатель КСП Орловской области Иван Левин. - Так, в 2015 и 2016 годах были необоснованно укрупнены лоты - объединены не связанные друг с другом дороги, расположенные в разных районах. Требования к участникам торгов для многих оказались невыполнимы. Аукционы признали несостоявшимися. Но это и дало возможность заключить в каждом случае контракты с единственным участником, причем по начальной, то есть максимальной цене. Например, одно из ООО получило тендер на 320 миллионов рублей, другое - на 491 миллион. Теперь чиновники судятся с ним, пытаясь взыскать хотя бы неустойку и штрафы за опоздание - подрядчики не уложились в отведенные сроки. Это и неудивительно, потому что у них не было ни достаточного количества собственной техники, ни рабочей силы, ни материалов. Странно, что никто этого раньше не замечал. Например, для участия в аукционе необходимо подтверждение опыта. Обе фирмы в качестве такового представили договоры по… неисполненным контрактам на строительство автодорог прошлых лет. То есть опыт у них есть, но отрицательный. Однако они стали единственными, кого допустили к торгам и с кем заключили многомиллионные контракты. В КСП это сдержанно назвали коррупционными рисками. - По итогам 2015 года областному департаменту строительства были представлены недостоверные данные о вводе в эксплуатацию восьми автодорог протяженностью 27,9 километра, - продолжает Иван Левин. - Эти дороги были введены в эксплуатацию только в 2016-2017 годах. Что ж, это подтверждает существование "практики обещаний" и приписок. Подрядчики деньги получали исправно. Одна из указанных фирм контракт на 2015 год не исполнила на 32 процента. Однако ей выплатили аванс и плату по актам якобы выполненных работ - всего 99,1 процента от цены контракта. Построенные и введенные в 2016 и 2017 годах в эксплуатацию автодороги на момент проверки у госзаказчика числились как объекты незавершенного строительства, и это, несмотря на акты выполненных работ. Никто не отвечал за их содержание - такие полномочия у муниципальных властей и заказчика возникают после того, как объект поставлен на учет. Поэтому следствие и выясняет, как небольшие ООО сумели получить тендеры. Кстати, одно из них балансирует на грани банкротства. Даже крупные и более солидные компании не смогли принять участие в торгах. Сложности добавляют "надзорные каникулы". Напомним, в нашей стране действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Их разрешено проводить не чаще одного раза в год - ради снижения административной нагрузки. Однако контрольно-надзорные органы все чаще заявляют, что каникулы следует отменить или изменить их формат. Во многих отраслях произошло дробление крупных фирм на мелкие ООО. Благодаря этому они ушли от плановых проверок. Проведение аудита - едва ли не единственный способ узнать, как они "осваивают" казенные средства. По словам зампреда правительства региона Николая Злобина, материалы проверок были обсуждены на нескольких заседаниях коллегий КСП. Приглашали туда представителей правоохранительных органов, чиновников и депутатов, руководителей госпредприятий. Не только мнениями обменялись, но взглянули друг другу в глаза, после чего несколько директоров и чиновников оставили свои посты. - Мы учли опыт прошлых лет, многие нарушения уже устранены, - заверил Николай Злобин. - Кроме того, ужесточен контроль. Например, в этом году начала действовать региональная программа "Стандарт дорожных работ". Кстати В 2018 году в Орловской области на дороги планируется направить 4,6 миллиарда рублей. Таков бюджет регионального дорожного фонда. Помощь федерального центра составит 926 миллионов. Первые аукционы уже проведены, раньше обычного, а контракты - заключены. Кроме того, по дорогам теперь колесит передвижная лаборатория. Активно использовать ее стали только в конце 2017 года.

На орловских чиновников завели уголовные дела за плохие дороги
© Российская Газета