Живущих на древнем вулкане бабочек назвали в честь женщины

Среди экспонатов энтомологической коллекции Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) ученые обнаружили прежде неизвестный вид бабочек, обитающих в кальдере потухшего вулкана на тропическом острове Флорес. Описание новой «медведицы Подболоцкой» опубликовано в журнале ZooKeys. Архипелаги Зондских островов создают коридор для взаимодействия живого мира Восточной Евразии и Австралазии. Эта зона начинается влажными джунглями островов Суматра, Сулавеси и Молуккского архипелага. Затем переходит к Флоресу, Тимору и Яве, для которых характерны сезонные леса и саванны. Перемешивание происходит, в основном, у Зондского пролива и на острове Сулавеси. К этим сложным взаимоотношениям стоит добавить и островную изоляцию, которая ведет к стремительному образованию новых эндемичных видов (проживающих только в данной местности). Неудивительно, что локальные экосистемы отличаются большим разнообразием, сложностью, и до сих пор недостаточно полно изучены. Новые виды обнаруживают здесь регулярно, и один из них описали биологи из Лаборатории молекулярной экологии и филогенетики САФУ. Ученые Виталий Спицын и Иван Болотов использовали материал из энтомологической коллекции Российского музея центров биоразнообразия (РМЦБ) при САФУ. Они изучили образцы насекомых, собранных на склонах вулкана Сано Нггоанг на востоке острова Флорес. Он давно бездействует, и сегодня его кальдеру заполняет вода, образуя глубокое озеро. Среди обитателей этой уникальной экосистемы и были идентифицированы прежде неизвестные представители семейства совок, едва ли не самого многочисленного среди всех чешуекрылых. Ученые отнесли его к роду Barsine, широко распространенному в Юго-Восточной Азии и во «влажных» экосистемах Зондских островов, но более редких — в относительно засушливых. Новый вид достигает почти 1,5 см в длину и размаха крыльев 2,2−2,8 см. Ученые назвали его Barsine podbolotskayae, в честь своей учительницы, энтомолога САФУ Марины Подболоцкой, скончавшейся несколько лет назад. «Марина Подболоцкая подготовила целую плеяду специалистов-биологов, многие из которых стали первыми лицами науки на севере России», — отмечает пресс-релиз САФУ.

Живущих на древнем вулкане бабочек назвали в честь женщины