«Тогда не будет нужды проводить президентские выборы». Госсовет возвращается из небытия
Короли без корон Будучи структурой совещательной, Госсовет никогда не имел прямого отношения к управлению страной. Он образовался в 2000 году, когда из Совета Федерации фактически были исключены избранные губернаторы и главы заксобраний субъектов РФ. Сенаторы в то время часто блокировали инициативы кабмина и даже президента. Но обиженным губернаторам нужна была замена в качестве утешения, коей и оказался Госсовет, созданный 1 сентября 2000 года. На первом же заседании президент Путин заявил, что Госсовет должен стать единственной площадкой, где обсуждается стратегия развития страны. Структура усилила свое влияние лишь в 2008 году, когда Дмитрий Медведев, став президентом, учредил в своей администрации управление по обеспечению деятельности Госсовета. С тех пор к этому органу привлечено более пристальное внимание общественности, так как появилось ощущение, что Кремль держит Госсовет про запас, чтобы потом слепить из него что-то качественно новое. Однако, как это ни странно, при третьем президентском сроке Путина значение Госсовета стало меньшим для губернаторов. «Определенное изменение произошло года четыре назад. После того как стал исповедоваться принцип ротации, статус нахождения в Госсовете для главы региона снизился», – отмечает политолог Дмитрий Фетисов. Госсовет выходит из тени Первые слухи о том, что Владимир Путин может перейти с президентского кресла на место председателя Госсовета, появились еще в 2016 году. Тогда политолог Валерий Соловей заявил, что Путин может не пойти на четвертый срок и возглавить этот, по сути, совещательный орган, который будет обладать фактической властью в России. При этом необходимо проводить конституционную реформу, ведь в главном документе страны статус Госсовета не прописан. Но Путин все-таки пошел на четвертый срок, а Госсовет остался совещательным органом с малопонятным функционалом. Одним из последних кирпичей в фундамент конспирологии конституционной реформы стало заявление лидера ЛДПР Владимира Жириновского. 19 марта после предварительного подсчета голосов на президентских выборах Путин встретился со всеми участниками избирательной кампании гонки. Жириновский тогда озвучил идею о переходе России на возможный вариант «коллегиальной формы правления». «За эти шесть лет обязательно будут изменения, я так думаю. Будет государственный совет, человек 30: лучшие губернаторы, министры, депутаты, сенаторы, и его руководитель будет исполнять обязанности президента. Тогда не будет нужды проводить президентские выборы, а больше прав будет у парламента», – заявил Жириновский. По словам лидера ЛДПР, Путин конкретно не ответил на это предложение, но сказал, что некоторые изменения возможны. Команда Кириенко усиливается Информация вокруг назначения Александра Харичева руководителем управления президента по обеспечению деятельности Госсовета заставила злые языки с учащенной активностью рассуждать на тему запасного аэродрома для Путина. Напомним, что Харичев до сих пор занимал пост заместителя начальника управления внутренней политики администрации президента. «Вершина преобразований – сосредоточение в Госсовете России механизма принятия решений государственных задач. Назначение Харичева – положительная новость, так как на региональный участок АП приходит человек, имеющий большой опыт работы с регионами», – считает политолог Рустам Абдуллин. Следует еще отметить, что управление расширило свой функционал 14 июня. Теперь на него возложены еще и организация и обеспечение взаимодействия президента с экспертными организациями, а также мониторинг и анализ социальных процессов. Усиление влияния этого управления означает, что и значение самого Госсовета теперь будет и иным. Однако все равно никакого прямого влияния на принятие законодательных решений государства оно не будет оказывать. «Сама роль Госсовета сейчас усилится из-за преобразований за счет того, что члены Госсовета будут чаще встречаться с Путиным, чем рядовые губернаторы. В этом плане главы регионов, возможно, будут стремиться попасть туда», – отмечает политолог Дмитрий Фетисов. Корни слухов Вряд ли у Кремля уже сейчас прописан сценарий по передаче властных полномочий Госсовету. Достаточно вспомнить неожиданные губернаторские назначения: Глеб Никитин в Нижегородской области, Александр Бурков в Омской области, Андрей Клычков в Орловской и так далее. Вряд ли решения по этим персоналиями вынашивались годами, чего уж говорить о планах на шестилетний период. Нынешние слухи подпитываются и опытом соседних стран, а именно – Казахстана. Там конституционная реформа идет полным ходом. Нурсултан Назарбаев сократил полномочия президента, а правительство сделал ответственным перед парламентом. Сам же он закрепил за собой статус пожизненного председателя Госсовета. И хотя он также является совещательным органом, как в России, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, кто действительно управляет страной. Но не только внешние раздражители заставляют рассуждать о возможной конституционной реформе у нас. В данном случае вопрос преемника является ключевым. Как отмечает политолог, бывший сотрудник администрации президента Андрей Колядин, любой будущий преемник, каким бы он ни был, изначально будет слабее Путина. Это связано не с его внутренними качествами или с тем, что Путин незаменимый. Это связано с тем, что вокруг Путина сложилась определенная система кадров, управления, отношения к нему народа, влияния Путина на силовиков, на элиты, на население. Воссоздать эту систему вокруг преемника сразу невозможно. «Чем это можно компенсировать? Сохранением влияния прежней команды на принятие ключевых решений. И тут идут десятки конспирологических версий. В этом фонтане периодически появляется идея создания на базе Госсовета некого органа, который будет принимать окончательные решения по тем или иным инициативам будущей власти. Может ли такое произойти? Да! Может не произойти? Вполне», – отмечает Колядин. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин