Российские ракетные двигатели заправят реактивным йодом
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» запатентовала систему хранения и подачи в перспективный электроракетный двигатель (ЭРД) йода в качестве вещества, необходимого для получения импульса тяги. Об этом сообщается на сайте Роскосмоса. «Первые испытания на штатном плазменном двигателе показали принципиальную возможность использования йода: двигатель, оборудованный дополнительным газораспределительным устройством, запускался на ксеноне, а йод поддерживал разряд. Затем конструкторы приступили к разработке системы подачи йода, которая и была в итоге запатентована», — говорится в сообщении. Отмечается, что использовать реактивный йод в качестве рабочего тела вместо ксенона экономичнее и практичнее. Применение нового вещества позволило упростить систему подачи и хранения, а также уменьшить габариты и массу двигательной установки. Кроме того, йод хорошо хранится в твёрдом состоянии и легко превращается в газ. Вместе с тем при ресурсных испытаниях возможна также рециркуляция йода, что снижает стоимость наземной отработки ЭРД в десятки раз. «Ещё один важный момент — количества производимого ксенона недостаточно для решения перспективных задач космонавтики, например полётов на Луну», — добавили в Роскосмосе. Параметры двигателей на йоде как минимум не уступают аналогичным характеристикам ЭРД на ксеноне, заверили в госкорпорации. Заявлено, что предложенный конструкторами «Энергии» вариант двигателя будет оснащён безрасходным катодом-нейтрализатором. Это позволит обойтись без дополнительного газообразного рабочего тела — ксенона или аргона. Такой двигатель может использоваться как маршевый или для коррекции орбиты, например, на спутниках связи, а также при решении транспортных задач дальнего космоса. Идея использовать реактивный йод в качестве рабочего тела была выдвинута ещё в конце 1990-х годов Валерием Островским. В 2006-м им были получены первые патенты. Научно-исследовательская работа по этому направлению началась в 2012 году.