Войти в почту

Вечный лидер. Как Путину остаться у власти после 2024 года

В России политическая жизнь в ее публичных формах начисто отсутствует. В условиях, когда политика целой страны сведена к аппаратным интригам, неудивительно, что малейшие передвижения по служебной лестнице вызывают у общественности повышенный интерес. Даже если речь идет о третьестепенных персонажей начинается гадание на кофейной гуще. Безальтернативная победа Владимира Путина на мартовских выборах вслед за не менее сокрушительной победой «Единой России» в 2016 на выборах в Думу не оставила наблюдателям выбора. В обществе немедленно включился «анализ» того, что будет в 2024 году и после — тогда, когда Путин (вроде бы) должен будет уйти в отставку. В свете этих двух исходных положений и следует рассматривать появившиеся разговоры о судьбе и значении Государственного совета. В прессе пишут, что этот орган может сыграть важную роль в продлении власти Путина после 2024 года. Кому нужен Госсовет Само наличие во властной конструкции такого звена как Государственный совет свидетельствует об общей хаотичности и непродуманности. Говоря попросту, это пятое колесо в телеге государственного управления. Такое же ненужное порождение сумбурных импровизаций начала 2000-х, как Общественная палата. В 2000 году Владимир Путин инициировал реформу Совета Федерации, в результате которой места в этом властном органе лишись губернаторы. Они восприняли это как понижение собственного статуса. В качестве утешительного приза для них придумали Госсовет — своего рода клуб по интересам, где они могли ли бы собираться и высказываться. Реальных полномочий у Госсовета не было никогда. Такие полномочия не могли возникнуть у учреждения, не упомянутого в конституции и действующего всего лишь на основании указа президента. Президент назначил Госсовет совещательным органом. Если сравнивать нынешний Госсовет с предшественником, то до 1917 года орган с таким названием был весьма влиятельным. С 1810 по 1906 он выполнял роль парламента: занимался разработкой законов и следил за исполнением бюджета. В 1906 Государственный совет Российской Империи официально стал верхней палатой. Эти исторические аналогии и совпадения в названии не должны вводить в заблуждение. Закон бюрократии гласит: раз возникнув, учреждение начинает жить своей жизнью вне связи с предназначением, работая просто на собственное поддержание. Находятся задачи, придумываются цели, выпрашиваются фонды. Госсовет поддерживает иллюзию бурной деятельности. В то же время, не стоит думать, что люди, приписанные к обслуживанию Госсовета, бездельничают. Напротив: чем бесполезнее заведение, тем больше работают его сотрудники. Они вынуждены оправдывать свое существование и создавать впечатление собственной необходимости. Недавно Владимир Путин переподчинил Государственный совет Сергею Кириенко. В связи с этим пошли разговоры о том, что управление администрации президента (АП), надзирающее за Госсоветом, может возглавить старый соратник Кириенко Александр Харичев. Якобы неспроста: в СМИ пишут, что в перспективе Госсовет может стать тем местом, куда переместится нынешний президент после окончания своего срока, и потому функции этого органа будут изменены и расширены. Сегодняшний Госсовет мало кому известен и интересен. Он собирается два раза в год, должность секретаря занимает помощник президента Игорь Левитин. Государственный совет в своем нынешнем изводе важен разве что для того или иного честолюбивого губернатора, который хочет известности. Для этого он добивается права выступить на заседании Госсовета с каким-нибудь докладом. К примеру, в апреле 2015 года с докладом по развитию малого и среднего предпринимательства выступал тогдашний тульский губернатор Владимир Груздев. Местные СМИ всячески транслировали это событие: считалось, что это важный шаг к назначению губернатора в правительство. Прошло три года, Груздев пропал с политической арены, о его выступлении и прогнозах все забыли. Может ли Госсовет получить влияние Кураторство Кириенко над Госсоветом предполагает конфликт интересов. Захочет ли Левитин видеть нового посредника между собой и президентом? Вполне возможно, что в результате аппаратных игр Левитину придется уйти. Что касается Харичева, то вне зависимости от того, произойдет его назначение или нет, его карьера показывает, что на госслужбе многое зависит от случая. До 35 лет он был ничем не примечательным военным психологом из Костромы. Затем Харичев каким-то образом попал в аппарат полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе. В тот момент эту должность занимал Кириенко. С тех пор начался стремительный взлет Харичева. В 2018 году он курировал выборы президента от имени АП. Не случись того перехода в полпредство, вряд ли сейчас кто-нибудь знал бы Александра Харичева. Можно ли ожидать активизации и расширения роли Госсовета при Кириенко? В обозримой перспективе нет. Губернаторы сегодня не те, что в 2000 году. В то время им нужна была компенсация за утраченный статус. Нынешние губернаторы — сравнительно молодые люди, уже не помнящие тех времен, когда главы регионов вместе со спикерами могли устроить обструкцию Кремлю в Совете Федерации. Это реальный пример: в 1999 году Александра Волошина согнали с трибуны, когда он предложил отправить в отставку генерального прокурора Юрия Скуратова. Современные губернаторы знают свое место, а политических амбиций не имеют. Собирать технократов, назначенных из Москвы, ради того, чтобы послушать их взгляды на жизнь, а не давать им команды, ни Путину, ни Кириенко не имеет смысла. Кремль вполне устраивает нынешняя властная конструкция: ремонтировать то, что работает, никто не захочет. Что сделает Путин в 2024 году Проблема-2024 — совсем другой вопрос. Но, во-первых, до нее еще целых шесть лет. На такую перспективу никто в Кремле не планирует. Даже если на этот счет есть какие-то соображения, вряд ли реальные действия последуют раньше 2022-2023 года. Путину не нужен фальстарт. Во-вторых, если речь пойдет о месте Путина вне президентского кабинета, то совсем не факт, что обратятся к Госсовету. Ситуация междуцарствия 2008-2012, когда «младшим царем» стал Дмитрий Медведев, породила неприятную для власти коллизию 2011-2012 годов с забытыми к тому времени массовыми демонстрациями и митингами. Думается, второй раз наступать на те же грабли и назначать марионеточного президента вряд ли будут. Это означало бы добровольное ослабление «вертикали». Путину потребуется единый центр принятия решений. В 1999 «семья» могла мечтать, что, назначив преемником Путина, она по-прежнему будет управлять государством. Просчиталась. В 2008 году Путин не совершил такой ошибки: он изначально выбрал проверенного человека. Отношения «Путин-Медведев» — совсем не то, что отношения «Путин-Юмашев-Дьяченко». И все же, даже такой дружный тандем вызвал проблемы. К 2024 году Путину предстоит принять решение — либо он реально уходит от дел, либо продолжает возглавлять Россию. Поскольку президентом он оставаться формально не может, единственным вариантом остается переход к парламентской республике. Вариант с Госсоветом как с подобием комиссии советников при китайской компартии, которую возглавлял Дэн Сяопин, в нашей стране не пройдет. Но и вариант с премьером – реальным главой государства потребует таких изменений в Конституцию и такого разрыва с предшествующими традициями, что затраты не будут стоить выделки. Скорее всего, в предстоящие шесть лет Путин сосредоточится не столько на подыскании и воспитании преемника (хотя и этого отрицать нельзя), сколько на выстраивании такой работы, где переход от одного лидера к другому проходит с минимальными последствиями для устойчивости власти. Читайте также Путин отвечает. Зачем на самом деле нужна прямая линия с президентом Праздник крепостных: что выиграет Путин от проведения чемпионата по футболу