Войти в почту

Дружба Германии и Франции пойдёт на пользу России

Главы Германии и Франции Ангела Меркель и Эммануэль Макрон на полях двусторонних межправительственных консультаций в немецком замке Мезеберг обсудили предложения по кардинальному реформированию Европейского союза, выступив за создание Совета безопасности ЕС и единого бюджета еврозоны, который будет существовать параллельно с уже существующей фискальной системой. В чём суть договорённости двух лидеров и как могут измениться отношения Брюсселя с Москвой? Создание новой архитектуры европейской политики «Франция и Германия едины в своей приверженности европейскому проекту демократической, суверенной и объединенной Европы, которая, будучи конкурентоспособной, создает основу для процветания», — говорится в итоговом документе, подписанном в результате встречи. Лидеры государств убеждены, что существующий сегодня Евросоюз на деле не защищает свою «экономическую и социальную модель, культурное разнообразие и чистоту понятия верховенства закона». В этой связи собеседники выразили готовность предпринять ряд мер по возрождению сообщества. В частности, по результатам встречи принято решение создать так называемый европейский Совет безопасности в целях более тесной координации как внутри ЕС, так и на внешних площадках. Особое внимание в дальнейшем планируется уделить выработке возможности взаимодействия будущего Совбеза ЕС с аналогичным органом ООН. Помимо этого, Меркель и Макрон сошлись во мнении, что необходимо направить значительные усилия для развития военного потенциала, в частности в отношении так называемой Главной наземной боевой системы и будущей воздушной обороны, которые в дальнейшем должны стать более интегрированными, учитывая все гражданские и военные аспекты. «Сегодня ЕС сталкивается с экзистенциальными вызовами, к ним относятся миграция, изменяющаяся среда безопасности, конкурентоспособность, цифровая революция и слабеющая зона евро, — сказано в документе. — Франция и Германия разделяют убеждённость в том, что единственный соответствующий ответ на эти вызовы связан с европейским сотрудничеством. Чисто национальные и несогласованные меры приводят только к неудаче и разобщенности». Зависимость от США сохранится, но… «Над Атлантикой сгущаются политические штормовые облака», — несколько дней назад заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг, подчеркнув, что разногласия западных государств по вопросам торговли, климата и ядерной сделки с Ираном могут привести к нежелательным последствиям. Между тем о настоящем кризисе доверия в рамках альянса говорить ещё очень рано. «На самом деле ни о каком расколе в НАТО и речи быть не может, — сказал «Парламентской газете» эксперт Центра исследований проблем безопасности РАН политолог-американист Константин Блохин. — Это лишь тенденция, которая образовалась на фоне идейно раздробленного ЕС. Есть страны старой Европы (Франция, Германия, Италия), которые пытаются проводить суверенный внешнеполитический курс, есть страны новой Европы (Румыния, Польша, Прибалтика), стоящие в большей степени на позициях зависимости от США. Эти два тренда борются между собой». При всём при этом германо-французская инициатива говорит о создании определённых стартовых возможностей, которые рано или поздно смогут позволить Брюсселю проводить более самостоятельную линию. «Такие встречи нам демонстрируют благожелательную тенденцию в сторону некоего дрейфа Европы от США, — убежден Блохин. — Это шаги на более суверенный внешнеполитический курс, и надо признать, что направлены они в большей степени на создание в будущем европейской армии, чтобы, помимо прочего, не платить за свою безопасность американцам». США «ослабляют хватку» В экспертной среде всё чаще звучат мнения, что Вашингтон больше не собирается, как раньше, контролировать каждое слово, сказанное европейскими лидерами. Оказалось, что эта позиция сегодня не лишена смысла. Теперь главным местом действия станет Азиатско-тихоокеанский регион. Уже ведётся борьба за союзников, разворачиваются самые настоящие экономические войны. «Теперь для Америки главная угроза — Китай, — подчеркнул Блохин. — Вашингтон всю свою мощь начал переориентировать именно на него. США в процентном соотношении делают перевес в область тихоокеанского региона. Раньше было 50 на 50 — Атлантика и Тихий океан соответственно. Теперь главным местом действия станет Азиатско-тихоокеанский регион. Уже ведётся борьба за союзников, разворачиваются самые настоящие экономические войны». Однако в качестве основной причины «ослабления хватки» в отношении Брюсселя выступает отсутствие у США реальной способности одинаково эффективно действовать сразу по двум направлениям одновременно. «Вашингтон задействован по всему миру, у него становится всё меньше и меньше сил, возникает необходимость переговоров с оппонентами и концентрации на актуальных целях», — говорит эксперт. Значение для России Несмотря на то что никаких серьёзных политических изменений в трансатлантических отношениях в ближайшее время не последует, встреча лидеров двух государств — это, безусловно, хорошая тенденция, которая на практике станет одним из очередных моментов, сближающих Брюссель с Москвой. «Взаимное притяжение Германии и Франции, а также укрепление ЕС — это очень позитивный момент, — считает эксперт. — Россия всегда выступала за суверенную Европу, за Европу, свободную от военно-политического диктата США. Пусть это лишь первые шаги, но они уже сделаны».

Дружба Германии и Франции пойдёт на пользу России
© Парламентская газета