Коворкинги: за и против
Стереотип о коворкингах как о местах для фрилансеров и стартаперов больше не актуален. За десять лет существования в России они трансформировались из комнат с креслами-мешками на бетонном полу в тщательно разработанные специалистами сервисные офисы, обслуживающие крупные международные компании. В то же время как другие специалисты сомневаются в устойчивости такой модели аренды и боятся за секреты компаний, которые легко подсмотреть с соседнего стола. На дискуссии, состоявшейся в рамках форума Business & Design Dialogue, Strelka Mag записал главные аргументы за и против коворкингов. Фото: Егор Слизняк / Институт Стрелка ЗА: Гибкость и независимость Елена Малиновская, директор по аренде управления недвижимости инвестиционной компании Millhouse: «Рабочие пространства, созданные по типу коворкинга, заняли значительную долю рынка и эволюционировали. Раньше коворкинг представлялся многим открытым залом, где все сидят рядами на креслах-мешках и, попивая пиво, что-то стартапят. Сейчас это так называемые сервисные офисы (serviced offices) — операторы для целых компаний, которые позволяют бизнесу отдать на аутсорсе управление своим рабочим пространством. Можно не брать прямую аренду, не заниматься самим отделкой и наймом персонала, а сразу найти готовый продукт. В случае необходимости можно сужаться, расширяться, переезжать, быть более гибкими в своем офисном пространстве и не быть связанными пятилетним договором аренды. Мы не считаем, что время классических офисов проходит и когда-нибудь уйдет, но за гибким форматом будущее, мы уже видим очень большой тренд — и на западном, и на российском рынке рост ввода таких площадей доходит до 70%». ПРОТИВ: Риск для девелоперов Несмотря на прогрессивность коворкингов, не все владельцы недвижимости готовы отдать свои площади под такой формат. А для застройщика гибкость означает нестабильность и риск. Никола Обайдин, директор по сдаче в аренду офисной недвижимости компании PPF Real Estate Russia: «Все банально упирается в экономику. Девелопер — это родитель ребенка под названием здание. Оно строится для того, чтобы приносить большой доход. Застройщик берет на себя огромные риски, а коворкинги и сервисные офисы готовы платить меньше, чем классические арендаторы. Низкая цена получается от того, что коворкинги не гарантируют постоянства и стабильности своих клиентов, чаще всего, это краткосрочные контракты. Если будет текучка, нечем будет платить арендодателю». Елена Малиновская: «Действительно, коворкинги — это более низкая арендная плата, в два раза ниже классической аренды, и это не нравится девелоперам. Но это не значит, что совсем нет таких собственников, которые не хотели бы переехать в коворкинг по разным причинам. Некоторые международные компании, следуя за трендом, переселяют свои российские отделения в коворкинги, и современный девелопер не может этого не учитывать. Например если какая-нибудь крупная и известная компания типа Microsoft скажет, что поселится в вашем здании только при условии, что его сотрудники будут работать в коворкинговой системе, и при этом они обеспечивают все гарантии, то вы не сможете им отказать». Мария Зимина, директор отдела корпоративных клиентов офисной недвижимости международной консалтинговой компании Knight Frank: «Сейчас рынок коворкингов в России составляет меньше 1%; больше всего коворкингов в Лондоне, но это 4% от всех рабочих помещений». «Коворкинги — это как крафтовое пиво. Все его знают, это хайп, но в Америке, например, тот же крафт занимает 4% пивного рынка». ЗА: нужные знакомства Коворкинг — это рабочее общественное пространство, где встречаются единомышленники. Для резидентов это возможность расширить связи и знакомства, обрести новых партнеров. «Исследователи анализировали, почему коворкинг стал успешным форматом и почему он так быстро развивается: интерес к сектору растет каждый год. Многие говорят о том, что во многих профессиональных областях первично коммьюнити. Согласно статистике крупнейшей компании-оператора коворкингов WeWork, до 80% их резидентов ведут бизнес между собой. Деловое общение происходит не раз в году на форуме, а ежедневно. Сотрудникам коворкингов легче находить партнеров, собирать новые команды и генерировать идеи. А операторы коворкингов или сервисных офисов, как я предпочитаю называть свой бизнес, готовы создать для этого все условия. Например в коворкинге для адвокатов можно собрать юридическую библиотеку и пополнять ее свежей периодикой», — отмечает основательница бизнес-пространства Meeting Point Татьяна Шараева. ПРОТИВ: секреты под угрозой «Есть фирмы, для которых конфиденциальность и защита информации в приоритете. В коворкингах клиентская конфиденциальность и клиентские файлы могут оказаться под угрозой. По паре оброненных фраз в лифте можно понять, о каком проекте идет речь. Или представьте, что рядом с вами сидит ваш конкурент, не обязательно он хочет завладеть вашей информацией — просто услышал телефонный разговор. Неслучайно во многих компаниях существует правило: первый разговор — только после выхода из здания. А Coca-Cola, например, вовсе не разрешает своим сотрудникам летать одним самолетом, чтобы случайно не разгласить тайный рецепт напитка. Не просто разговоры в помещении, но и элементарно то, что коллеги по коворкингу могут видеть экраны компьютеров друг друга, при определенных обстоятельствах может означать многомиллионные иски и потерю бизнеса. В коворкингах нередко начинают стартаперы, а стартап — это всегда уникальная, отличная от соседей идея, и если ее кто-то считает и реализует раньше, это будет смерть стартапа, который еще даже не запустился», — рассуждает Константин Кузин, партнер международной юридической компании Baker & McKenzie. ЗА: все готовое Операторы сервисных офисов обустраивают рабочее пространство «под ключ», чтобы компания не отвлекалась на бытовые проблемы и сразу после переезда приступила к работе. Более того, коворкингами занимаются эксперты по организации рабочих пространств, которые постоянно совершенствуют свои навыки в проектировании и сервисе, и даже разрабатывают собственные технологии. Павел Федоров, CEO сети умных рабочих пространств «Ключ»: «Деньги от привлеченных инвестиций мы тратим на разработку алгоритмов по автоматизации проектирования. У нас уже есть стандартные архитектурные планировочные решения, которые отработаны на наших площадках. С точки зрения стройки, ремонта это намного дешевле и быстрее, мы научились давать качественный сервис людям, которые работают в наших пространствах. За два года мы прошли путь от покраски стен на Трехгорной мануфактуре собственными руками до строительства 6 тыс. квадратных метров для крупного банка. Они решили обратиться к нам, несмотря на то что есть консультанты, архитекторы, диджитал-компании. Дело в том, что у таких компаний нет ответственности: архитектору заплатили гонорар и расстались. Наши площадки — лаборатория, где мы изучаем, как работают современные люди и как эти пространства должны быть устроены. Такой подход поможет нам вскоре автоматизировать процесс создания рабочих пространств, создать цифровую платформу и приблизиться к идеальному варианту».