Гиганты интернета: убьет ли блокчейн динозавров электронной коммерции

Amazon — империя, построенная Джеффом Безосом, первый претендент на то, чтобы преодолеть потолок рыночной капитализации в $1 трлн. Один из самых успешных игроков западного e-commerce, превратившийся фактически в монополию, продолжает ускоряться. По данным Recode, выручка Amazon растет как минимум на 13% год к году в течение последних 5 лет. Но бизнес, совершивший в конце 1990-х революцию в торговле, может в 2020-х стать жертвой новой технологии — блокчейна. Технология распределенных реестров грозится погубить существующие формы электронной коммерции. Конечно, не все подразделения Amazon находятся под ударом: вряд ли в обозримом будущем бизнес-модели Alexa (сервис для анализа посещаемости интернет-ресурсов), Whole Foods (сеть офлайн-магазинов органических продуктов) или Amazon Prime (сервис быстрой доставки) может угрожать именно блокчейн. Большое влияние для этих подразделений будут иметь появление децентрализованного ИИ или эволюция голосовых сервисов, которые привнесут новый пользовательский опыт, но ожидать этого в ближайшее время не стоит. В то время как онлайн-маркет Amazon может потерять свои позиции уже в течение 2-3 лет. Так считает, например, предприниматель, бизнес-ангел и криптоэнтузиаст Мэтт Уорд. Модель Amazon с точки зрения производителей не выглядит такой уж привлекательной, хотя мало кто согласится говорить об этом открыто. При этом комиссия от 15% — не главный минус. Гораздо больше производителей волнует потеря контроля над продажами. Все участники маркетплейса вынуждены играть по правилам Amazon. А значит, есть риск потерять еще большую часть маржинальности в результате развернувшихся торговых войн Amazon c Wallmart. Снижение цены становится главной у них приманкой для покупателей, и урезается она за счет производителя. Все кому не нравятся условия могут легко потерять место на «рынке», или лишиться доступа к собственной клиентской базе, ведь Amazon сохраняет монополию на контент и контакты. В то же время все пользующиеся популярностью продукты постепенно копируются и запускаются в собственное производство Amazon. У покупателей тоже есть вопросы к марткерплейсам: потребители хотели бы покупать дешевле, делать платежи проще, при этом не потеряв в сервисе, безопасности и гарантиях. Таким образом, есть огромное количество людей и компаний заинтересованных в скором изменении ландшафта онлайн-торговли. На смену традиционным маркет-плейсам придут экосистемы, в которых продавец и покупатель будут взаимодействовать напрямую — BBEP (blockchain based e-commerce platform). Эти децентрализованные площадки будут лишены национального или регуляторного давления, а также доминирующего влияния какой-либо компании и ее маркетинга. Уже сегодня влияние глобальной четверки — Google, Facebook, Amazon и Apple на национальную и глобальную экономики и даже политику беспрецедентно: владельца Facebook вызывают в конгресс США, чтобы он рассказал, влияла ли соцсеть на президентские выборы; в то же время Amazon держит удар перед обвинениями в крушении розничной торговли от Sears и Macy's. «Мы все превратились в винтики и гайки в грандиозной конструкции этих монстров, которые могут привести к гибели», — уверен автор книги «Мир без ума» (World Without Mind) Франклин Фоер. Внедрение блокчейна в онлайн-торговлю приведет к появлению множества свободных микро-рынков. Этому будет способствовать увеличение числа игроков e-commerce: порог входа в бизнес станет ниже, так как цифровые инструменты на основе технологии распределенных реестров для бухгалтерии, логистики, управления складскими запасами, бюджетного планирования и расчета заработной платы, существенно снижают операционные расходы. Благодаря таким проектам, как Open Bazaar или Can Ya уже начала формироваться свободная зона, в которой одновременно возможны сделки b2b, b2c и c2c. В активе блокчейна есть еще ряд очевидных. Новая технология лишит крупнейших игроков, работающих по модели агрегатора, монополии на цифровой контент, с помощью которого осуществляются продажи. Реклама станет более адресной и менее раздражающей, потому что в основу интернет-продвижения будут положены микро-транзакции – плату, например, в виде токенов, за просмотр объявления будет получать сам пользователь, а не посредник, как сейчас. Это также упрочит связь клиента с брендом, так как клиент, запуская рекламный ролик, сам заявляет о заинтересованности в продуктах компании. Это путь к полной персонализации предложения. Блокчейн позиционируется как универсальное решение по защите критически важных для бизнеса и персональных данных. Утечка клиентской информации перестанет быть проблемой, потому что технология распределенных реестров более надежная система хранения данных и прямой канал связи продавца с покупателем. Пиринговые платежи, осуществляемые напрямую, без посредников — еще одно преимущество, которое блокчейн дает e-commerce и которое переворачивает устоявшуюся финансовую модель рынка. Использование самых распространенных криптовалют при расчетах снижает транзакционные издержки, упрощает процесс оплаты для пользователя. По информации управляющего директора Accenture Interactive Delivery Practice Мехмета Олмеза, в настоящее время доступны для мгновенной оплаты традиционные платежные инструменты — банковские расчетные счета, бумаги и монеты на сумму примерно $9 тысяч млрд, в то время как на криптовалюты приходится всего 6%, но их использование резко возрастает. Если первого января 2016 года в сети было зарегистрировано около 5 млн биткоин-кошельков, то 1 января 2018 года — уже больше 21 млн кошельков. Переход на цифровые валюты уже в скором времени может привести к тому, что автомобиль будет сам расплачиваться за бензин, не отвлекая владельца. Датчики Интернета вещей, которым будут оборудованы и транспортное средство и заправочный комплекс, определят количество и вид топлива и автоматически совершат сделку через смарт-контракт. При этом ритейлеры смогут выпустить свою криптовалюту в качестве средства платежа или аналога баллов в программах лояльности. Клиент может приобрести цифровой сертификат в виде токена, который впоследсвии можно отоварить. Несколько компаний смогут создавать криптовалютные платформы, обменивая товары и услуги на токены друг друга. В России такую модель реализует фермерский кооператив LavkaLavka Бориса Акимова и хозяйство «Колионово» Михаила Шляпникова. Согласно данным Statista, глобальный рынок онлайн-торговли достигнет в 2022 году $4 трлн. Терять даже часть такого рынка никто из гигантов, подобных Amazon, не хочет. Понимая технологическую угрозу, лидеры онлайн-торговли пытаются возглавить блокчейн-революцию и создать новую добавленную стоимость. Сам Amazon запустил Blockchain Templates — сервис «блокчейн-как-услуга» для Amazon Web Services, который предназначен не только для криптовалютных транзакций, но также для удостоверения сделок, оптимизации логистических сетей и отслеживания цепочек поставок. В апреле компания Alibaba Australia объявила о запуске пилотного проекта Food Trust Framework по отслеживанию цепочек поставок продуктов с помощью технологии блокчейн и QR-кодов. Онлайн-портал JD.com внедрил блокчейн-технологию для защиты интеллектуальной собственности По мнению Фреда Смита, исполнительного директора американского логистического гиганта FedEx, входящего в блокчейн-консорциум Blockchain in Transportation Alliance (BiTA, бизнес стоит на развилке: или компания принимает инновации, такие как интернет вещей и блокчейн, или медленно и верно двигается навстречу вымиранию. Первыми под влиянием технологических перемен попадут как раз динозавры: децентрализация контроля, избавление от посредников — первые результаты блокчейн-революции. Читайте также Великий поход. Китайские интернет-гиганты начали битву за супермаркеты