России потратила $14 млрд на 11 стадионов и аэропортов, а 11 футболистов не нашла
Стоимость подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу, который стартует сегодня, составила 883 млрд. рублей. Вроде, сумма астрономическая. Но изначально траты предполагались еще большие. И все равно смета мундиаля оказалась почти вдвое меньше, чем у зимней Олимпиады 2014 года. Мундиаль – это не только новые стадионы Мировой рекорд Россия уже побила. Явно наша команда не выйдет в победители по части футбола, но зато по затратам мы обошли всех. 883 миллиарда рублей или 14 млрд долларов – такова окончательная стоимость Чемпионата мира, подсчитали в РБК. Распределились траты по источникам следующим образом. 390 миллиардов выделили из федерального бюджета (в основном на строительство транспортной инфраструктуры, новых стадионов и тренировочных полей и обеспечение безопасности). Регионы добавили 298 миллиардов (причем только на Москву, где пройдет церемония открытия и закрытия чемпионата, пришлось 189 миллиардов). Ну и, наконец, на долю частных инвесторов пришлось 195 миллиардов – они в первую очередь вкладывались в строительство новых транспортных объектов и отелей. Для сравнения: траты на Олимпиаду-2014 в Сочи составили более 1,5 трлн. рублей. Но из них собственно спортивные объекты съели лишь 325 миллиардов, а все остальное – это модернизация города, где были решены проблемы с транспортом и ЖКХ. Как видно, и подготовка к мундиалю – это далеко не только новые стадионы... Львиную долю затрат съели инфраструктурные проекты – причем именно те, которые будут максимально востребованы и после Чемпионата мира. В частности, в Ростове-на-Дону появился новый аэропорт Платов – это первый в новейшей истории страны аэропорт, построенный с нуля. Построен он был на средства компании «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. Также в московском Шереметьево было построено новое здание терминала B (для внутренних воздушных линий), который с терминалом D соединили подземным тоннелем со скоростными поездами. Здесь же открылся многоуровневый паркинг на 2,5 тысячи машино-мест. Частным инвестором строительства выступил «Шереметьево холдинг», который предположительно связан с Аркадием Ротенбергом. Также был построен новый терминал Пулково в Санкт-Петербурге, новые терминалы в аэропортах Самары, Волгограда и Нижнего Новгорода, модернизирован аэропорт Кольцово в Екатеринбурге... Хотя от некоторых амбициозных проектов все же пришлось отказаться – по причине бюджетной экономии. В частности, не построены высокоскоростные железные дороги Москва – Сочи и Москва – Вена. Также не появились аэроэкспрессы, которые бы связали региональные аэропорты с центрами городов. Гинес: аэропорты будут востребованы, а вот стадионы – вряд ли О том, насколько ощутимый толчок для развития въездного туризма даст России проведение Чемпионата мира, «Свободная» пресса побеседовала с директором по развитию сервиса для организации путешествий OneTwoTrip Аркадием Гинесом. «СП»: – Аркадий Александрович, на ваш взгляд, проведение мундиаля станет толчком для развития въездного туризма на длительную перспективу? Приедут ли к нас болельщики потом, спустя месяцы и годы? – Мероприятия международного масштаба всегда приводят к увеличению интереса к ним на туристическом рынке. У этого правила практически не бывает исключений. Мы видим это даже на примере Южной Кореи. После Олимпиады продажи авиабилетов в эту страну из России выросли на 60%. При средней стоимости перелета в 25 тысяч рублей и его продолжительности, результат очень существенный. Принимающие чемпионат мира города попадают в зарубежные СМИ, сейчас их наводняют иностранные болельщики, которые выложат в социальные сети миллионы фотографий. Если они вернутся домой с положительными впечатлениями, то города, принимающие Чемпионат мира, безусловно, могут рассчитывать на увеличение въездного турпотока. Но для сохранения этого эффекта регионам вновь придется приложить усилия и показать гостям то, чтобы понравится им уже без привязки к большому футболу. «СП»: – Зайдите в соцсети: люди обсуждают не столько грядущие спортивные достижения, сколько стоимость подготовки к мундиалю. Но ведь львиная доля трат – это расходы не на концерты, фан-зоны и даже не на стадионы, а на транспортную инфраструктуру... – Построенная в рамках подготовки к чемпионату инфраструктура – его ключевой плюс для населения городов. Во многих из них реализация крупных проектов без футбола либо заняла бы существенно больше времени, либо вовсе была невозможной. Новые аэропортовые терминалы чаще всего приходят на смену старым, построенным еще в советские годы, которые не только не удовлетворяли современным требованиям к качеству наземной инфраструктуры, но и работали на пределе пропускной способности. Вопрос их замены стоял в любом случае, чемпионат мира лишь позволил быстрее найти на него ответ. Изначально планы региональных властей относительно того, что можно сделать в рамках подготовки к мундиалю, были куда более амбициозными. Перед их глазами был пример сочинской Олимпиады, кардинально изменившей этот город. Но в итоге расходы урезались, и в планах остались только те проекты, которые действительно необходимы для проведения чемпионата. В большинстве случаев они решают и проблемные вопросы городской среды. Так что говорить о реализации в рамках подготовки избыточных инфраструктурных проектов я бы не стал. «СП»: – А насколько, на ваш взгляд, будут востребованы после чемпионата построенные стадионы и тренировочные поля? – Использование новых стадионов после чемпионата будет непростой задачей для всех городов. За исключением, наверное, Москвы и Санкт-Петербурга. Только в трех региональных столицах есть клубы, играющие в премьер-лиге: это «Урал» (Екатеринбург), «Рубин» (Казань) и «Ростов» (Ростов-на-Дону). Но даже посещаемость их домашних матчей кратно ниже вместимости стадионов, которые построены к чемпионату. С другой стороны, проведение мундиаля и сам факт появления в городах новых арен повлияют на интерес к футболу. Но с большой долей вероятности влияние этих факторов окажется временным. В будущем для привлечения болельщиков менеджменту футбольных клубов предстоит проделать большую работу. Кроме того, футбольные стадионы могут использоваться в качестве площадок для концертов и выставок, скайбоксы могут сдаваться для проведения небольших мероприятий и т.д. Но само появление нового стадиона не гарантирует его востребованности. Фактически каждому из регионов необходимо формировать новые компетенции по управлению этими объектами. «СП»: – И насколько, как полагаете, может быть успешной эта работа? – Прогнозировать сложно. В экономике спорта есть даже такое понятие как «проклятие победителя». Оно подразумевает, что затраты на проведение мегаспортивных мероприятий чаще всего существенно превышают их эффект для экономики, а на содержание построенных объектов практически всегда приходится расходовать значительные средства, поскольку попытки сделать их окупаемым заканчиваются неудачей. Известен пример Гренобля, власти которого пытались за один франк продать лыжные трамплины, оставшиеся после Олимпиады 1968 года. Но не смогли... Новости ЧМ-2018: Британские парламентарии пугают своих фанатов расизмом и гомофобией в России