Apple и ее Unix в зоне турбулентности

Что случилось бы с A/UX в альтернативной реальности, если бы, например, Жан Луи Гассé не ушел из компании в 1990-м и стал бы главой Apple после отставки Скалли, мы никогда не узнаем. Система, после глубокой модернизации, вполне могла стать основой для будущих macOS – её потенциал не был использован и на сотую долю. Но… В ноябре 1991 года Apple объявила A/UX 3.0. Перед этим A/UX 2.0, A/UX 2.0.1 и A/UX 3.0 были сертифицированы как отвечающие требованиям TCSEC (стандарта министерства обороны США, так называемой “Оранжевой книги”) по классу C2. Это предпоследний из шести возможных уровней безопасности операционной системы, но теоретически теперь для Apple путь к многомиллионным правительственным контрактам был открыт. У системы теперь было столько разных сертификатов, что она была похожа на чемпиона собачьих конкурсов по экстерьеру. IEEE POSIX 1003.1-1988, AT&T SVID, ISO 9945-1, FIPS #151-1, а теперь еще и TCSEC С2. Одним из оправданий политической активности Джона Скалли в 1992 году была работа в этом направлении. Теперь у него были такие связи, что заветная мечта компании могла бы стать реальностью – но не судьба. К тому же десять лет, проведенные на западном берегу США, не могли не изменить его взгляды на жизнь, и вся эта работа вполне могла быть не более чем предлогом. Он очень хотел стать президентом страны. Завершение цикла. Начало здесь, предыдущие части здесь и здесь. Жалобы и пожелания клиентов были учтены, а по простоте установки A/UX 3.0 долгое время не имела себе равных. Некоторые называли этот процесс “установкой в один клик”, но это гипербола. Если бы существовал AuxStore и 7-летний искатель приключений вдруг скачал эту непонятную штуковину на свой Macintosh IIfx или Macintosh Quadra, списав со счета ничего не подозревающих родителей кругленькую сумму, он бы её установил. Если бы в те времена существовали еще и системы онлайновых платежей. И смог бы пользоваться, если бы остался жив после обмена мнениями с родителями. Были и другие улучшения, но самым важным было будущее этой системы. Это был мега-супер-пупер-проект, имевший все шансы, публично объявленный, получивший поддержку, которого ждали с интересом и нетерпением, почти как Copland через несколько лет. За месяц до этого Apple и IBM объявили о создании альянса, и общей стратегии захвата рынка (POE). A/UX 3.0 играла в этой стратегии важную роль. A/UX 3.0 Презентация A/UX 3.0 стала одним из самых ярких событий Unix Expo в ноябре 1991 года, но не сама по себе, а как начало чего-то большого и грандиозного, что, как ожидалось, изменит мир и место Unix’ов в нем. Сама A/UX 3.0 тоже была интересна, но теперь она была всего лишь первой ступенькой к невыносимо прекрасному “послезавтра”. Выход “трешки” был назначен на первый квартал 1992 года, а прекрасное послезавтра – на конец 1993 или начало 1994. A/UX 3.0 все еще предназначалась для Mac’ов с архитектурой 68k (новые Motorola 68040 по своим тактико-техническим данным превосходили лучшие Intel’овские процессоры), но в A/UX 4.0 была обещана полная поддержка PowerPC, с архитектурой RISC. A/UX 3.0 все еще строилась на основе SVR2.2 (System V Unix, релиз 2.2), но уже в A/UX 4.0 обещали радикально обновить “фундамент”, заменив SVR2.2 на SVR4. SVR4 – это лучший вариант System V на тот момент, он включал в себя полностью SVR3, 4.3BSD, Xenix и SunOS – добавляя к ним собственные функции. Еще лучший релиз System V, SVR4.2 вышел в октябре 1992 года. Примерно через год. Четвертая командная оболочка (интерфейс Mac, остальные три – Bourne, Korn и C, они же sh, ksh и csh) в A/UX 3.0 была почти точной копией System 7, с некоторыми дополнениями. С командой в меню “Unix CLI”, открывавшей продвинутый аналог утилиты Terminal из нынешней macOS. В любой момент пользователь мог запросить диалог ассистента, знавшего все об активной командной оболочке и о параметрах всех команд. При желании можно было вовсю пользоваться Unix’ом, не встречаясь с ним вообще и не заглядывая в справочники, man или шпаргалки. Итоговая строка для CLI отображалась, для проверки и/или информирования пользователя о том, что он вводит, – что помогало в освоении лексики и грамматики языков командной строки. Заиметь что-то такое в наши дни в macOS было бы очень неплохо. Может, что-то такое даже уже есть. Система могла одновременно исполнять программы для System 7 (все), те программы для System 6, которые были совместимы с System 7 (32-битно чистые), программы для целого ряда Unix’ов, для X Window – а при наличии SoftPC и аналогов – еще и DOS 5.0. И Windows 3.0, только тсс! – для последнего требовалась лицензия от Microsoft. Поддержка X Window была встроена в A/UX 3.0, и покупать её отдельно не требовалось. A/UX 3.0 стала самой первой операционной системой с встроенной поддержкой QuickTime. В среде разработки (A/UX Development Tools 1.1) поддерживались Mac’овские реализации Паскаля, Си, Си++ и ассемблера 68k. Фортран 77, который был в A/UX Development Tools 1.0, был из среды удален. Насколько мне известно, никто о нём не плакал. Все эти языки были оптимизированы для работы с A/UX. Кроме того, в среде разработки были все стандартные Unix’овые средства разработки. И полные наборы инструментария для разработки Mac’овского программного обеспечения (программ, кодовых ресурсов, драйверов и т. п.), а также для разработки программ для X Window System (X11), чистого Unix’а и гибридных программ (Unix+Mac). По многим параметрам A/UX превосходила все операционные системы для персональных компьютеров, таких как System 7 от Apple, Windows и DOS от Microsoft и OS/2 от IBM. На фоне других Unix’ов A/UX 3.0 выглядела вполне достойно, а если вспомнить о том, что стоила она раза в три дешевле всех превосходящих её конкурентов, то даже блестяще. A/UX 3.0 поддерживала подключение нескольких мониторов к одной рабочей станции, она отлично работала с Quadra 900 и Quadra 950 (последний был самым мощным Mac’ом, отняв первое место у Mac IIfx). A/UX 3.0 на Quadra 950, увы, по производительности уступала IBM RS/6000 и Sun Sparcstation 2, и там где производительность была критична, A/UX была бы неуместна. По тем же причинам, что и Mac IIfx в паре с A/UX 2.0. Прекрасное послезавтра PowerOpen Environment, совместный проект Apple и IBM, объявленный на Unix Expo 1991 года, предполагал глубокую взаимную интеграцию следующих версий A/UX и AIX, и их переход на процессоры POWER и PowerPC (продуктом консорциума в составе Apple, IBM и Motorola6 который был только-только создан, всего месяц назад), с RISC-архитектурой и невероятной производительностью. Всего три года прошло с презентаций обеих этих систем, состоявшихся в том же месте и в тот же час, на разных этажах, в 1988 году. Теперь следующие версии обеих систем предполагалось построить вокруг ядра OSF/1, превратив его систему в ABI (Application Binary Interface) создаваемого PowerOpen Environment. Будущее время обозначает “будущее в прошедшем”. Просто представьте себе, что вы в 1991… Через несколько месяцев после августа. Обе компании, по словам Джона Скалли, продолжат развивать свои Unix’ы и будут продвигать их на рынок раздельно… Из чего можно досказать недосказанное: де факто это будут родственные варианты одной и той же системы, для разных сегментов рынка. Или все-таки это будут разные системы? Точного ответа нет… по объективным причинам. Обе системы будут соответствовать стандартам POSIX и X/Open. Представитель Apple открыл посетителям Unix Expo страшную тайну: Apple Computer все еще не играет важной роли в Unix’овом мире, но теперь, благодаря PowerPC, альянсу с IBM и Motorola и новой стратегии, разработанной совместно Apple и IBM, это изменится. Представитель IBM высказал встречные комплименты, и поделился своими мечтами о том, как общая с Apple операционная система (все-таки общая?) будет работать на устройствах самых разных типов и размеров, от PowerBook’ов до IBM RS/6000. Кроме того, несколько раз упоминалась какая-то загадочная компания, которая пытается захватить мир и подчинить его своей недоброй воле, но теперь, когда хорошие люди из нескольких достойных компаний объединили свои усилия, мир будет спасен. Реальное послезавтра Мечтам не суждено было сбыться. Платформа PowerPC, разработанная консорциумом AIM, стала основой Mac’ов и некоторых других компьютеров разных компаний, игровых платформ (Apple Pippin и Microsoft Xbox), превзошла по объему выпуска процессоров Intel (правда, в основном за счет встраиваемых процессоров для различных промышленных и бытовых устройств). Новый враг человечества и альянса достойных компаний, Microsoft (если называть вещи их настоящими именами), продолжила подъем к пику своего могущества. А проект PowerOpen и A/UX 4.0 так никогда и не был реализован. «Википедия» связывает провал этих прекрасных инициатив с нашествием Linux’а на персональные компьютеры, но у меня своя версия. На самом деле, у проекта PowerOpen +( A/UX + AIX) были шансы если не на монопольный захват мира (что ужасно, кто бы и с какими светлыми идеалами в душе за ним ни стоял), то на конкурентное противостояние с другими игроками большого разнообразного мира. В 1993 году в Apple сменилось руководство. Новое руководство, столкнувшись с новым успешным конкурентом (Linux), просто подняло руки и залопотало “A/UX Kaput”. A/UX 4.0 так никогда и не вышла. Команда разработчиков A/UX, по одному или группами, стала уходить из Apple. A/UX 3.x так никогда и не перенесли в PowerPC. Большие тяжелые Unix’ы в эмуляторах не живут, она была обречена. Но системе нашли временную работу: в Apple Workgroup Server 90 и 95, построенных на основе 68040, специально адаптированная для них A/UX 3.1 (и 3.1.1) использовалась до 1995 года, при покупке пользователь мог выбрать между A/UX и стандартной Mac’овской системой. В последнем случае получалось дешевле, а никаких особых преимуществ A/UX AWS уже не давал… В 1995 году проект был закрыт.

Apple и ее Unix в зоне турбулентности
© Apple Insider