Войти в почту

С чем останутся россияне после ЧМ-2018

Снова в эфире моя любимая рубрика «малыши и математика» – раз уж взялась тащить тяжкий крест просветительства, то нечего отлынивать. Давеча Алексей Навальный устроил поминальный плач по $14 миллиардам, которые режим вытащил непосредственного из его навального кармана, чтобы оплатить мундиаль. Оставим за скобками эмоциональные аргументы в пользу целесообразности подобных трат – ими и так переполнена вся лента. Сосредоточимся на цифрах. Аналитики McKinsey подсчитали, что всего на подготовку к ЧМ-2018 потрачено 1,2 трлн рублей., или $13,2 млрд (по среднему обменному курсу за 2013–2017 годы). Сравните, кстати, с астрономической суммой, которую в свой мундиаль собирается вложить Катар – $200 млрд. Что касается эффективности вложений, то в денежном выражении прирост ВВП России за инвестиционный период 2013–2018 годов составит 867 млрд рублей (запоминаем цифру). Эксперты выделяют еще и долгосрочный экономический эффект, связанный с ожидаемым ростом туризма и развитием инфраструктуры. По предварительным оценкам, он составит 150–210 млрд руб. в год на горизонте пяти лет, говорится в исследовании (и снова запоминаем). В общем эффекте 86% приходится на влияние инвестиций и операционных расходов (746 млрд руб.), причем пик вложений в спортивную и транспортную инфраструктуру пришелся на 2016–2017 годы. Еще 14% в совокупном эффекте (121 млрд руб.) обеспечит приток туристов непосредственно в период проведения чемпионата. Аналитики Moody's дополнительно отмечают, что в городах – хозяевах ЧМ произошло улучшение транспортной и коммунальной инфраструктуры, а для регионов России она будет генерировать дополнительные налоговые поступления и уменьшать будущие капитальные затраты. А По словам эксперта из PwC, дополнительным фактором долгосрочного эффекта станет рост туристического потока после турнира, который будет во многом вызван освещением культуры и достопримечательностей России во время чемпионата. Потенциально значимый, хотя и очень сложно оцениваемый эффект – «воодушевление населения городов, связанное с ощущением причастности к глобально значимым событиям», отмечают эксперты. Экономисты Свантье Альмерс и Вольфганг Манниг из Университета Гамбурга определили этот эффект как «благо для населения принимающей страны, включая тех, кто не ходит на стадионы». Особая атмосфера во время Кубка мира делает граждан счастливее и внушает им чувство гордости, увеличивая их готовность тратить деньги, пишут экономисты. Наибольшим оптимизмом отличается инвестиционный аналитик Global FX Владимир Рожанковский: 1. Продажа билетов на матчи – планируемый доход порядка $5–6 млрд. 2. Взнос ФИФА может составить около $1 млрд. 3. Доходы от иностранных туристов ожидаются в районе $5 млрд. 4. Продажа ТВ и радиоканалам права трансляции проводимых соревнований – приблизительно $5 млрд. 5. Доходы от привлечения спонсоров на их рекламу – также $5 млрд. 6. Продажа сувенирной продукции с символикой – $200 млн. Итого, по подсчетам эксперта, получается прямых доходов на $21–22 млрд. С учетом того, что расходы оцениваются где-то в $13 млрд, в оптимистичном сценарии доходы превысят расходы на $8–9 млрд, что соответствует примерно 0,7–0,8% ВВП. И что же получается? По самым скромным оценкам мы практически отбиваем ЧМ финансово, да еще и получаем ворох имиджевых профитов. По оценкам оптимистичным – это абсолютно выгодный стране проект. А если учесть еще импакт для развития спорта и прочего ЗОЖ... В общем, не ладится у Навального с математикой. Источник: Блог Кристины Потупчик

С чем останутся россияне после ЧМ-2018
© Деловая газета "Взгляд"