Роман Овчинников: шоколадки для гостей, курганцам — фасады и билборды
Роман Овчинников, общественный деятель, инициатор проектов «Мой Курган», Gorsad.pro, участник Центра Прикладной Урбанистики прокомментировал ИА «Уральский меридиан» информационную повестку Зауралья: На этой неделе состоялся VIII Шадринский инвестиционный форум, в рамках которого эксперт консалтингового бюро «Стрелка» Александра Сытникова не только прочитала лекцию о современных тенденциях развития территорий — в том числе, на примере опыта Москвы, — но и побывала в Кургане вместе с представителями администрации города и областного правительства. Примечательно, что уже в ходе лекции на форуме из уст архитектора прозвучали такие провокационные для многих чиновников мысли о необходимости сужения проезжих частей и ликвидации ограждений в парках. Не уверен, что эти слова были услышаны в той мере, в какой это необходимо устойчиво развивающимся муниципалитетам, но определенный эффект произвели. Но самое интересное началось, когда Александра Сытникова и исполнительный директор проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов очутились в Кургане. Во-первых, московским гостям буквально у «городских ворот» подарили сувенирного шоколада «Любимый город» с изображением достопримечательностей Кургана. Сам по себе набор довольно интересный, но весь вопрос в том, почему его так трудно и практически невозможно достать обычному горожанину? Делать символы и бренды исключительно для гостей — непростительная ошибка: жители города тоже являются мощным экономическим субъектом и должны иметь возможность вкладываться в эти самые «бренды». Второй важный момент: эксперты вместе с чиновниками посетили несколько скверов, благоустроенных по программе «Формирование комфортной городской среды», а также те территории, которые пока никак не преобразовывались — набережная Тобола, Центральная площадь, Парк Победы, ЦПКиО и Детский парк. Вот что Александра Вадимовна сказала по этому поводу: «В целом Курган производит приятное впечатление в плане благоустройства: здесь достаточно много зелени, дороги находятся в удовлетворительном состоянии. Среди вопросов, над которыми необходимо работать, — замена бордюрного камня вдоль проезжей части, выработка архитектурных решений по оформлению в едином стиле входных групп магазинов, располагающихся на первых этажах жилых домов, наведение порядка в наружной рекламе.» То есть по сути она прямым текстом сказала о необходимости разработки дизайн-кода. В ответ директор Департамента архитектуры Елена Иванова рассказала, что в Кургане уже есть определенные правила размещения рекламных конструкций, и даже то, что «нарушение архитектурного облика города является одним из оснований для отказа размещения рекламной конструкции». Вот здесь и начинается самое интересное. Считает ли Департамент архитектуры достаточными существующие нормативы по визуальному облику города? Если да, то предлагаю прокатиться по улице Карла Маркса, например, и посмотреть, как предприниматели на недавно оштукатуренных в теплый цвет исторических фасадах лепят серо-синие наружные вывески, которые разбивают визуальный облик так, что никакой билборд уже не сможет навредить сильней. Если Департамент намерен работать в ужесточении именно этих норм, то можно спать спокойно. Однако есть мнение, что такая работа проводиться не будет, так как может затронуть интересы малого бизнеса и тот сразу убежит из города. Что ж, развивать городскую среду без ущемления и запретительных мер невозможно, а визуальный облик — это не только рекламные конструкции, но и стиль оформления фасадов, цвет крыш и даже количество деревьев. Понимает ли это Департамент архитектуры? Хочется верить, что да. Вид на набережную, Курган 2025 год