Театр как научная работа

Посреди большой зеленой поляны в одном из петербургских парков — надувной шатер. Зрители, приглашенные на репетицию, толпятся снаружи, их просят не шуметь. Внутри идет настройка гаджетов, с помощью которых актеры должны передать публике свои мысли. Тишина нужна в первую очередь артистам: перед сеансом, пусть даже это репетиция, актерам нейротеатра требуется огромная концентрация, чтобы внешние раздражители не сбили нужную эмоциональную волну и не разрушили весь сценарий. Шары, передающие эмоции Входим. На ковре посреди шатра три девушки со светящимися шарами в руках: желтым, розовым, голубым. Все девушки в черном: костюмы не несут в этом представлении смысловой нагрузки и не должны отвлекать зрителей движения мысли актеров. Девушки — это участницы танцевального коллектива STAGE DFT. Они сидят на ковре с закрытыми глазами и шарами в руках. По куполу кружатся геометрические орнаменты. Их движением управляют ребята за ноутбуками — специалисты Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО. Зрителей усаживают в складные кожаные кресла, позволяющие принять полулежачее положение, просят отключить телефоны, вспышки фотоаппаратов и не переговариваться друг с другом громко. Мест хватает не всем, некоторые усаживаются прямо на полу. Танцовщицы встают, на их головах закрепляют нейроинтерфейсы — что-то вроде полуобручей вокруг лба. Взгляды всех троих устремлены на шары, которые у них в руках. Позы и жесты разные — одна танцовщица мимикой и пластикой выражает радость, другая спокойствие, умиротворение, третья — внимание. Они начинают развивать каждая свой сюжет. Геометрические формы на куполе начинают пляску. Цвета шаров в руках у девушек плавно меняются. Вот уже одна с густо сиреневым, другая — с зеленым, третья — с оранжевым. Это — нейротеатр. В его основе — изучение процессов биоэлектрогенеза — выработки электроэнергии живыми существами. Одним из таких процессов является нервный импульс, который постоянно генерирует человеческий мозг, даже если человек спит или находится в неподвижном состоянии. В обычной жизни действие электрических импульсов проявляется в виде набора ощущений — зрительных, осязательных, обонятельных. Мозг как энергоэффективная сеть Ученые давно установили, что мозг человека непрерывно излучает электрические импульсы малой мощности. Доктор биологии и филологии, заведующая Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская не устает повторять, что количество энергии, которую потребляет мозг — всего 10 Ватт. При этом мозг — "это не просто нейронная сеть, это сеть сетей, сеть сетей сетей. В мозге 5,5 петабайт информации — это три миллиона часов просмотра видеоматериала. Триста лет непрерывного просмотра". "Идея попытаться заглянуть в эмоциональное состояние актера и передать его зрителям напрямую из мозга исполнителя возникла еще в начале XX века", — рассказывает медиахудожник Юрий Дидевич. Он здесь — своеобразный дирижер и генератор смыслов. Второй подъем интереса к этой теме обозначился в середине 60-х годов XX века и продолжался до начала 80-х. Следующая волна возникла в 2000-х годах, а современная, четвертая, наблюдается сейчас. Каждый всплеск, говорит собеседник, связан с новыми достижениями нейротехнологов. "По отношению к драматическому театру мы находимся в параллельной реальности. Мы не играем, а строим новую реальность, — говорит Дидевич. — Ученые создают для нас устройства, считывающие нервные импульсы, и программы для их воплощения с помощью света, цвета, музыки и ритма. Остальное во власти исполнителей". По его оценке, соотношение искусства и науки в проекте нейротеатра — 90% к 10%. Зачем это нужно "С нейрофизиологической точки зрения можно говорить об относительно новом подходе к анализу данных — используется индекс ассиметрии волн, — говорит Дарья Чиримисина. Она одновременно ассистирует Юрию и представляет научную составляющую проекта — Высшую школу светового дизайна университета ИТМО. — Нейронная сеть, передающая сигналы мозга вовне, — искусственная. Это, можно сказать, программа". Внутри сфер расположены датчики и светодиоды, а в основе научной стороны проекта лежала задача передать определенное состояние человека аудиовизуальными средствами. "Датчики принимают сигналы мозга, передаваемые налобными гаджетами. Это сигналы двух типов — альфа- и бета-волны. Для человека характерно пять типов волн — альфа, бета, гамма, дельта, тета. Они различаются частотой. Но эти две — альфа и бета — наиболее сильные и яркие. Альфа отвечает за спокойное состояние, когда глаза человека закрыты, бета — за активное состояние: глаза открыты, человек о чем-то думает, сосредоточен. Сигнал, который мы получаем, — это электрическая активность головного мозга. Нейроинтерфейс посредством датчиков эту активность фиксирует и передает для дальнейшей работы с ней на компьютер". Нейроинтерфейсы, по словам Дарьи, можно использовать, чтобы "спрямить" дорогу от мозга к компьютеру, потому что они позволяют передавать информацию напрямую, не используя руки. Иначе, чем создатели нейротеатра, с нейроинтерфейсами работает научный сотрудник Университета ИТМО Андрей Хапсасов. Он показал, как силой мысли можно управлять мобильным приложением на обычном смартфоне: раскрутить или наоборот остановить вращение спиннера. Андрей использует серийные нейрогаджеты, но управляются они написанными в ИТМО алгоритмами. Внизу экрана две шкалы: у фигурки Будды пляшет столбик, показывающий степень расслабления, у пиктограммы "мишень" — степень концентрации мозга в конкретный момент времени. "Сочетание концентрации и расслабления как раз и дает возможность управлять объектом силой мысли. Это на самом деле так же просто, как научиться ходить или есть ложкой, — говорит Андрей. — Вот вы попробуете первый раз какое-то упражнение, поспите как следует ночью, ваш мозг упорядочит новую информацию, и назавтра результат будет намного успешнее. Это обычный навык, он тренируется". Андрей отмечает, что нейрогаджеты уже выпускают серийно. "Наша разработка — это алгоритмы, которые связывают электрические сигналы, которые выдает мозг, с конкретными игровыми задачами — для наглядности". В нейротеатре происходит, по сути, то же самое, только задачи другие. Но есть еще и звук. Он сопровождает представление и является частью общей системы образов. "Тональность звука, как и цвет шара, определяется превалированием определенной волны", — рассказывает Дарья Чиримисина. О чем танцуют девушки Нельзя сказать, что репетиция нейротеатра потрясает зрителей до глубины души. Зато интерес к деталям огромный. Люди терпеливо ждут момента, чтобы подержать в руках светящиеся шары, задать вопросы исполнителям и режиссеру. Дарья Чиримисина не видит противоположности проекта привычному пониманию танца, хотя в танце человек слушает ритм и следует ему, а в нейротеатре вышло наоборот — ритм, звук, цвет следуют за человеком. "Девушки танцуют о себе, о том, что переживают в данный момент", — пояснила она и рассказала, что участники работают над более тонкой настройкой нейрогаджетов и более четкой работой системы: "восприятие-ответ, восприятие-ответ". Этот опыт ляжет в основу научной работы, в проект будут вовлечены новые участники. Студентам предоставят возможность создать свои собственные инсталляции, основанные на принципах нейрофизиологии. "Нейротеатр был настоящим открытием, — говорит одна из танцовщиц, Маргарита Угольникова. — До этого я никогда не взаимодействовала с искусственным организмом, который может считывать твое эмоциональное и физическое состояние, а потом еще и создавать совместно с тобой новую аудиовизуальную материю. Это поражает!" Наталия Михальченко

Театр как научная работа
© ТАСС