Отходы - в доходы. Эксперты о том, почему тормозит мусорная реформа
Жители страны утопают в мусоре - по статистике каждый россиянин в год производит около 400 кг твёрдых бытовых отходов. Их у нас практически не перерабатывают, а просто вывозят на свалки. В прошлом году в России началась глобальная реформа обращения с ТБО, и хотя Краснодарский край стал пионером мусорной реформы, проблем в переходе на новую систему хватает. «АиФ-Юг» выясняет – почему. Кто в ответе за контейнер? В основах государственной политики России прописаны чёткие правила - к 2030 году в стране должны: на полную работать раздельный сбор отходов, их переработка плюс действовать жёсткие санкции за неправильную утилизацию, запрет на захоронение пригодного к вторичной переработке мусора. Цели - глобальные, но и времени, кажется, ещё много. Правда, только на первый взгляд. Первый этап реформы - создание региональных операторов, компаний, которые отвечают за всю технологическую цепочку обращения с отходами от контейнерной площадки до полигона. И уже на этом шаге появились первые проблемы, которые обсудили участники круглого стола, организованного местным отделением ОНФ совместно с Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Первый в стране региональный оператор начал работу в Краснодарском крае. Им стала «Мусороуборочная компания», на которую и посыпались все шишки первопроходца. Компания подала документы и выиграла конкурс на обслуживание Краснодара и Динского района. «По нашим оценкам работать по новым правилам мы были готовы на 80%, - признаётся руководитель первого в стране регионального оператора Валерий Облогин. - Просчитали тариф, победили в конкурсе, а нам обрезали уже подсчитанный тариф. И как же тогда работать по правилам? Неплатежи огромные, при этом ответственность за отсутствие договоров на вывоз ТБО не предусмотрена, дебиторская задолженность растёт. Да, работаем со всеми, находим понимание у властей». При этом Валерий Облогин уверен, что другого пути реформирования системы просто не существует - это правильно, когда всей цепочкой вывоза и переработки мусора от самого начала и до конца занимается одно юридическое лицо. Хотя стройная система ещё не выстроена - в прошлом году мусорный коллапс случился в Краснодаре. С привычных мест пропали мусорные контейнеры, а люди по привычке складировали туда отходы, которые никто не вывозил. Дело в том, что контейнеры по новому закону попали в серую зону - ответственность за них должен нести региональный оператор, но в тарифе за уборку деньги на это не предусмотрены. «В Краснодаре более 8 тысяч контейнерных площадок и 20 тысяч контейнеров, - объясняет вице-мэр Краснодара Евгений Зименко. - А их содержание не заложено в тариф». Сейчас закон вернул контейнерные площадки в сферу ответственности муниципалитета, но только с 1 января 2019 года. Схема не работает Основа новой системы обращения с ТБО - территориальная схема, в которой чётко и подробно описан процесс организации и осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов на территории региона. Схема эта в крае есть, но гладко было на бумаге, да забыли, как обычно, про овраги. Территориальная схема Краснодарского края включает в себя 74 объекта размещения мусора, и только 13 из них полностью соответствуют закону, то есть имеют лицензию на размещение отходов и внесены в государственный реестр. А 14 вовсе не существуют. В то же время уборщики мусора активно используют 29 крупных свалок, которых в схеме просто нет. Сейчас краевые власти выделили деньги на создание нового документа. Как быстро удастся его подготовить - вопрос. Ещё одно нарушение территориальной схемы - изменение маршрутов перемещения отходов. Например, из-за того, что мусор из Сочи вывозили на полигоны в Абинском и Апшеронском районе, они сейчас переполнены. И, глядя на мытарства первого регионального оператора и трудности с документами, мусороуборочные компании не спешат участвовать в конкурсах. «К сожалению, 5 конкурсов не состоялись из-за отсутствия заявок - в Белореченской, Тимашевской, Тихорецкой, Усть-Лабинской и Мостовской зоне, - рассказывает главный консультант отдела обращения с твёрдыми коммунальными отходами и санитарной очистки министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Евгения Дудко. - В Абинской, Новокубанской зоне - по одной заявке. Одна из основных причин отсутствия заявок, на наш взгляд, сложности с получением банковской гарантии. Кроме того, в этих зонах нет лицензированных полигонов - компании не понимают, что делать с отходами». У мусороуборочных предприятий своя точка зрения. «В выходе на конкурс нас сдерживали не финансовые гарантии, - говорит директор тимашевского ООО «Чистый город» Анатолий Нестеров. - Нас смутил пункт о том, что строительство перевалочной станции ложится на плечи регионального оператора. Цена - 53 млн рублей в Калининском районе, 57 млн - в Приморско-Ахтарском, 53 - в Брюховецком. Извините, нам взять ещё и кредит почти в 200 млн рублей или вывозом мусора заниматься? Это для нас неподъёмно». В краевом министерстве ТЭК и ЖКХ объясняют, что этот пункт не подразумевает вложение «своих» денег - строительство должно финансироваться в рамках инвестиционных программ, утверждённых региональной экономической комиссией и уложенных в тариф. Проще говоря, за строительство перевалочных станций должны платить обычные люди. Но, по словам мусорщиков, даже договоры по нынешнему тарифу заключить сложно - некоторые как привыкли сами вывозить отходы в лес, так и делают. Впрочем, деньги теоретически есть - все производители отходов платят за негативное воздействие на окружающую среду. Общая сумма по региону доходит до 1 млрд руб., которые потом распределяют по городам и районам. Вот только местные власти не обязаны тратить их на экологию и уборку мусора - многие находят деньгам другое применение. А если бы этим взносам было целевое предназначение? «Дайте мусору вторую жизнь» По плану к 2030 году в стране не менее 30% отходов должны вторично перерабатываться. Пока же вторую жизнь находят только 4% российского мусора. «Если у нас стоит цель уменьшить количество мусора, надо максимально перерабатывать, - говорит Валерий Облогин. - Но дело в том, что тот же чугунный канализационный люк стоит дешевле такого же, сделанного из переработанного сырья. Стоит использовать европейский опыт и определённую часть госзаказа отдавать под товары из переработанных отходов. Тогда можно отбирать до 50% от общей массы мусора». «Надо дифференцировать тарифы, - предлагает руководитель Сочинского регионального центра общественного контроля НП «ЖКХ Контроль» Виталий Федоткин. - Например, сейчас вывоз мусора стоит 150 руб. с человека. Нет смысла сортировать, потому что цена не изменится. А если предложить тем, кто сортирует, меньший тариф, - дело сдвинется». Европейский опыт показывает, что люди готовы сортировать и сдавать мусор, если их мотивировать финансово. На Западе пластиковыми и стеклянными бутылками можно расплатиться в супермаркете. В советское время и у нас было так, а сейчас бутылки не принимают. «Люди спрашивают, почему на пивзавод, например, их не берут, - говорит замдиректора новороссийского ООО «Рубин» Владимир Вишняков. - Линию мойки бутылок сократили. А цену тары просто включили в стоимость продукта. Та же история со стеклянными банками». «В 2017 году в нашем регионе произвели 12 млн кубических метров отходов, - говорит начальник отдела экологического надзора управления Росприроднадзора Евгений Порфирьев. - На сегодняшний день на территории Краснодарского края существуют 177 свалок на площади 705 га, используются из них 89. А остальные хоть и закрыты, но не ликвидированы и не рекультивированы. Для аграрного края такие площади, заваленные мусором, - непозволительная роскошь. Есть и изменения в лучшую сторону - за прошлый год мы ликвидировали 26 свалок на площади 57 га. В лидерах - Северский и Темрюкский районы». Проблем в реформе обращения с ТБО хватает - о раздельном сборе и переработке говорить рано, пока нет чётко работающей территориальной схемы и далеко не везде выбраны региональные операторы. Но задумываться уже пора, иначе мы просто погрязнем в мусоре.