«Чуди пипл оф Раша». Кто раньше жил на русском Севере?
О Сергее Григорьеве мы писали год назад. Сергей Михайлович - москвич, с 1974 года он занимается исследованиями на севере. с 90-х годов он живёт практически на два дома, в столице и в деревне Нюхча, что в Пинежском районе, и регулярно будоражит местное население своими идеями и сенсационными открытиями. «Городской сумасшедший» «Где я только не работал, - рассказывал он тогда. - В правительстве, преподавал в МГУ на филфаке, в институте антропологии и в Министерстве по делам национальностей, моя тема была - культура разных народов». В Нюхче он организовал музей, где занимался с детьми: ставили спектакли, изучали местное краеведение, строили лодки по старинным чертежам. Именно там он впервые от местного населения услышал о чуди, что привлекло его как специалиста по национальным проблемам. И с тех пор эта тема является основной в его жизни: тема драматической судьбы чуди, его исчезновения и переход в разряд мифа. «Что такое чудь? - смеётся он. - Чудь - это, как писал ещё Михаил Ломоносов в статье «О России прежде Рюрика», народ, который населял с самого начала весь Север. Эстонцы были чудью, проживая на Чудском озере. Жителей Архангельской области называли «чудь заволочская», жители Коми тоже знают, что их происхождение идёт от чуди, Урал также населяла чудь: в Екатеринбурге даже стоит большая скульптура, идол. Тема оказалась настолько интересной, что я углубился в поиски тайны: как и куда она делась? И в результате этих многолетних «раскопок» выяснилось, что никуда она не исчезала, а перешла в разряд засекреченных материалов. Таким образом, чудь была наказана за свои сепаратистские фантазии во время гражданской войны, когда она хотела перейти под юрисдикцию одного из соседних государств. За это у чуди отняли материнское имя и присвоили псевдоним: «вепсы». Ещё я выяснил, что наша чудь никуда не исчезла, она во всех переписях населения присутствовала, только была утрамбована в сейфах секретных делопроизводств». Для того, чтобы полностью убедиться в правоте своих догадок и документальных справок, Сергей Михайлович пригласил по старой памяти, работая в НИИ антропологии МГУ, знаменитого антрополога Татьяну Ивановну Алексееву. В 2000 году её группа и группа геронотологов из Санкт-Петербурга провели экспедицию в деревню Нюхча и окружающие населённые пункты на взятие ДНК у местного населения. Результаты полностью подтвердили его догадки. Через несколько лет они были обработаны, обобщены и вошли в различные публикации. За все эти годы, кто и как только не «клевал» Сергея Михайловича. Было время, когда журналисты областных изданий в каждом номере писали о чудаковатом москвиче, который пудрит мозги местному населению какой-то чудью. Однако даже бывший губернатор Анатолий Ефремов давал поручение своим замам помочь Григорьеву. Но тут, по словам Сергея Михайловича, местные власти объявили москвичу войну. Именно тогда и подключили некоторых журналистов разнести в пух и прах «городского сумасшедшего», дескать, мы не чудь, и вообще это слово ругательное. «А я ведь к тому времени практически добился возвращения чуди в открытые списки народов мира на переписи перед 2002 годом», - вспоминает Григорьев. И здесь в подтверждение своих слов он достаёт документы. Как в сказке, чуть ли не из рукава: вот вам карта, вот вам выписка из статистических данных, вот вам «Русско-чудский словарь» 1913 года выпуска, и вот вам грамоты за работу над сбором информации. Мы рассматриваем копии переписи населения за 1920 год. Да, действительно, там чёрным по белому написано: чудь. Затем смотрим данные за 1926 год. И здесь есть чудь. Только теперь чудь состоит в группе «вепсы». В эту же группу вошли ещё народности: чухари и кайваны. Когда после Великой Отечественной войны учёные стали заниматься этнологическими и этнографическими вопросами, чуди в списках уже не было. «Но ведь эта народность была! - утверждает астроэтнолог (тот, кто занимается судьбой забытых народов. - Ред.). - Я много разговаривал с одним местным жителем, который считал себя чудью, так у него в тетради было записано 800 человек, и все они называли себя чудью». Сенсационные открытия А потом мы рассматриваем «кровавую карту», на которую занесли всех чудей-финно-угров, у кого брали кровь на ДНК. На карте отмечены внушительных размеров территории, раскрашенные красным цветом. Под словами «Ленинградская область» написано: чудь белоглазая. Чудь темноглазая - это Вологодская область, чудь южная - это Владимир, Ярославль. «В пояснении к карте была написана просто сенсация, - восклицает Григорьев. - По крови родственными архангельцам оказались финны, шведы, эстонцы, исландцы, англичане - то, что я всегда говорил. И если судить по «кровавой» карте, то получается, что Исландию заселили не норвежцы, а чудь, позже нас стали называть поморами. То есть люди шли туда, в Финляндию, Норвегию и Швецию от нас. Здесь, так сказать, поднакапливались, а потом они научились делать суда, карбасы и пошли в моря. Вы посмотрите на нас, северных людей: лица-то примерно у всех одинаковые. Никакого отношения к новгородцам, судя по данным ДНК архангельцев, мы не имеем. Мы практически все чуди». Или, как шутит Сергей Михайлович, чуди пипл оф раша. Чуди - народ России. Теперь, благодаря стараниям Григорьева, чудь присутствует в списках переписи населения за 2010 год. И что дальше делать с чудью? У Сергея Григорьева уже есть план. Какой? Читайте в следующем номере продолжение этой истории. Досье Сергей Михайлович Григорьев родился в 1944 г. в Хабаровске. «Я из северо-западной чуди», - говорит он про себя. В 1951 переехал с семьёй в Москву. Первая профессия: слесарь-сборщик авиационной промышленности. За плечами - незаконченный журфак, в 1962 году окончил спецкурс в МГУ на кафедре научной и учебной кино- и фотографии. Затем получил диплом юриста-международника. Далее работал на кафедре в МГУ, затем журналистом, после - собирал диалекты в Карелии. Сейчас учится в САФУ по специальности «Культурология и религиоведение».