Бензин припугнули ГОСТом
Наступивший период долгожданного отдыха, путешествий на автомобиле на дальние расстояния традиционно подстёгивает спрос на бензин. В долгой дороге иногда одинокая будка АЗС выгладит милее многочисленных придорожных магазинчиков. Спрос рождает предложение, которое, однако, может испортить поездку. Речь идёт о фальсифицированном бензине — теме, которая вызывает проклятия автовладельцев, обманутых качеством залитого топлива. News.ru попытался понять, сдвинулось ли что-нибудь в этом вопросе за год с прошлого летнего сезона в лучшую сторону. Точное количество АЗС в России интересно знать, наверное, только налоговым органам, однако, для справки — их число колеблется в районе 15 тысяч. Вопреки расхожему мнению, вертикально-интегрированным нефтяным компаниям принадлежит только около 40% из них. Остальные представлены независимыми розничными продавцами. АЗС пробуют выживать Тройка крупнейших нефтяных компаний–держателей АЗС представлена «Роснефтью» (порядка 2,9 тыс. заправок), «ЛУКОЙЛом» (более 2,6 тыс.) и «Газпромнефтью» (около 1,5 тыс.). Поскольку компании дорожат своим именем, то качество бензина нефтяники проверяют на всех этапах: НПЗ-перевозка-нефтебаза-перевозка-АЗС. Чтобы улучшить рентабельность своих розничных сетей, заправки стараются развивать технический сервис, а также предложить скромный набор сопутствующих продуктов. Крупные нефтяные компании могут позволить себе вкладываться в развитие, однако, когда речь заходит о частных владельцах розницы, то тут ситуация может быть весьма неприглядной. Владельцы несетевых АЗС нередко сетуют на то, что розничный бизнес при работе в «белую» не очень привлекателен. То время, когда маржа могла составлять 30%, ушло безвозвратно. Если верить на слово, то иногда рентабельность может быть нулевой или уходить в минус. News.ru/Сергей Булкин Владельцы частных АЗС рассказывают, что одной из проблем является доступ непосредственно к нефтепродуктам. По их словам, развитие независимой розницы возможно при равном доступе к биржевым торгам нефтепродуктами. В настоящее время торговых предложений явно недостаточно. В такой ситуации кто-то договаривается продавать бензин НК за процент от реализации, другие выбирают работу по франшизе. Третьи закупают качественное топливо и делают из него суррогат. С последним и идёт многолетняя борьба. Росстандарт вооружился новым методом С 1 мая Росстандарт ввёл разрешение на взятие проб заправочного топлива напрямую из «пистолета». Норма стала возможной после ввода поправок в действующий ГОСТ, касающийся метода проб топлива на АЗС. Отныне представители контролирующих ведомств, а также общественники могут брать беспрепятственно образцы бензина или дизтоплива. Ранее это разрешалось делалось только из топливного резервуара АЗС. Но с этим нередко бывали чисто технические проблемы. Учитывая хитрые махинации, уже на АЗС между ёмкостью хранилища бензина и «пистолетом» может быть встроен посредник для разбавления топлива. Впрочем, уточняется, что пробы будут действительны, если будут проводиться одобренными Росстандартом специальными приборами-анализаторами, гарантирующими чистоту эксперимента. media.gazprom-neft.ru В самом ведомстве настаивают, что новый порядок не является чисто техническим новшеством. Так, метод позволит внедрить механизм экспресс-проб, что удешевит сам процесс проверок. Он является первичным и покажет, нужно ли дальнейшее исследование уже в специально аккредитованной лаборатории. В случае, если экспресс-проба покажет заметное отклонение от нормы, топливо отправляют на более тщательное исследование. Ещё раньше, в январе текущего года, заработал закон о введении так называемых оборотных штрафов за продажу топливных суррогатов. Наказываться это безобразие будет штрафом в 1% от выручки на каждом объекте, но не менее 500 тыс. рублей. Если владелец будет пойман за продажу контрафакта вторично, ему будет грозить штраф в 3% от выручки, но не менее 2 млн рублей. Говоря об итогах 2017 года, в Росстандарте отметили положительные, в части качества, тенденции на розничном топливном рынке. Доля нарушений по составу исследованного топлива оказалась на уровне 11%. То есть каждая десятая проба сигнализировала об откровенной бодяге вместо топлива. Однако, в 2015 году эта доля достигала 20%. В самом Росстандарте полны решимости разработать и внедрить электронную систему контроля «от НПЗ до бензобака». Самый дикий способ приготовить бензин Помимо неукротимой жажды большого дохода, тяга к махинациям с продаваемым топливом имеет ещё и экономическую причину. Большая доля фальсификата объясняется и тем, что при высоких акцизах, а значит, высоких оптовых ценах, рентабельность независимой АЗС стремительно падает. Поэтому возникает желание пережить сложный период с наименьшими потерями. Кроме того, в отдалённых населённых пунктах, расположенных близ нефтепроводов, регулярно выявляют «самовары» — самодельные мини-НПЗ, делающие низкокачественный бензин из нефти с ближайшей «врезки». News.ru/Сергей Булкин Ещё существует целый список вариантов подделки качественного бензина для получения наибольшей прибыли. Речь идёт о многочисленных присадках, в том числе октаноповышающих. Малотоннажная химия доступна у любого трейдера нефтехимического предприятия. От 4% до 12% такой присадки сможет вытянуть 92-й бензин на условно 95-й. Технология схожа с настоящей заводской, с той лишь разницей, что пропорции сторонней химии применяются совершенно дикие. Если метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) широко известен в нефтехимической промышленности и активно применяется в производстве качественных бензинов, то добавление нафталина кончится выходом из строя бензонасоса. В Росстандарте и нефтяных компаниях–производителях бензина приходят к выводу, что самое простое средство спасения качественного топлива от разбодяживания — это отслеживание передвижений бензовозов в реальном времени через GPS/ГЛОНАСС-навигацию. Система позволяет анализировать движение товарного бензина от НПЗ до нефтепродуктовой базы, которая запирается электронной пломбой. Далее отслеживаемый бензовоз идёт непосредственно на АЗС. Однако это действует, если заправка принадлежит самой нефтяной компании. В случае, если бензин покупает с нефтебазы владелец независимой АЗС, то контролёрам остаётся лишь ловить нечестивого продавца на самом последнем этапе — шланге бензинового «пистолета».