Войти в почту

Военные новости: готовы ли хайтек-компании США разорвать отношения с Пентагоном?

Время от времени среди сотрудников и представителей технологических компаний в США возникают протесты против сотрудничества хайтека и Пентагона. Кто-то опасается появления «роботов-убийц» и захвата власти над миром искусственным интеллектом, кто-то в принципе не хочет иметь ничего общего с военными. Недавно это вылилось в петицию сотрудников «Гугл» (Google) против участия компании в проекте «Мавен» (Project Maven), а некоторые даже подали в отставку. 26 апреля прошлого года бывший заместитель министра обороны США Боб Уорк (Bob Work) создал специальное подразделение по ведению «алгоритмических боевых действий» (Project Maven), которое должно было ускорить внедрение искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения в вооруженных силах. Первая задача нового подразделения Пентагона — использование ИИ для анализа данных и видеоизображений, получаемых в Сирии и Ираке. Сегодня до 95% всех данных, поступающих в аналитические военные центры США c беспилотников, идут именно из этих двух стран. Люди в прямом смысле слова не справляются с обработкой и анализом таких огромных массивов информации. До 80% их рабочего времени занимает просто просмотр кадров. Основные разработки сегодня ведутся в области создания систем, которые бы автономно определяли противника, сверяясь с «библиотекой целей». Искусственный интеллект в теории должен помочь им определять объекты, выявлять ненормальные последовательности действий на земле и т.п. Он не будет определять цели для уничтожения, но поможет сделать это людям. Сегодня проект «Мавен» тестирует свое программное обеспечение в шести локациях в Африке и на Ближнем Востоке. Почти четыре тысячи сотрудников «Гугл» заявили в своей петиции следующее: «Мы считаем, что „Гугл" не должен заниматься военными разработками. Поэтому мы просим, чтобы проект „Мавен" был закрыт. Политика „Гугл" должна предусматривать, что ни компания, ни ее подрядчики никогда не будут заниматься боевыми технологиями». Издание «Гизмодо» (Gizmodo) на прошлой неделе, ссылаясь на три анонимных источника, сообщило, что глава «Гугл Клауд» (Google Cloud) Дайан Грин (Diane Green) заверила работников компании, что контракт с Пентагоном не будет продлен после 2019 года. Проблема в том, что несмотря на то, что данное сообщение подхватили все мировые СМИ, головной офис «Гугл» после этой новости отказался комментировать ситуацию конкретно с данным проектом и вообще сообщать какие-либо детали о сотрудничестве компании с военно-индустриальным комплексом и непосредственно с Пентагоном. Пентагон также молчит, а по другим данным, «Гугл» так и вообще мало связан с проектом «Мавен» и распиаренные петиции не имеют под собой основания. И это вполне логично. Несмотря на эмоции и этические взгляды сотрудников и несмотря на традиционное брюзжание коммерческого сектора, что с Пентагоном невозможно иметь дело из-за его неповоротливости, медлительной громоздкой бюрократии, проблем с уровнем доступа, государственные контракты — это все равно лакомый и большой кусок для бизнеса. Тем более, что в последние несколько лет Пентагон взял курс на радикальное укрепление своих связей с технологическими компаниями и их масштабному привлечению в разработку военных технологий. В 2015 году бывший министр обороны США Эш Картер (Ash Carter) заявил, что военным необходимо опережать своих конкурентов, впитывать культуру инноваций и быть открытыми к новым идеям и партнерствам и положил начало более плотному сотрудничеству гигантов из Кремниевой Долины и Пентагона. Уже нынешний министр обороны США Джеймс Мэттис (James Mattis) в августе прошлого года посетил офисы «Гугл» и «Амазон» (Amazon) и заверил, что сотрудничество будет только развиваться. В 2017 году на место Боба Уорка пришел бывший вице-президент компании «Боинг» (Boeing) Патрик Шенахан (Patrick Shanahan). Задачи Шенахана — это оптимизация и значительное ускорение закупок и поставок военной техники в вооруженные силы США и избавление министерства от бюрократических проволочек. Пентагон с приходом Трампа хочет вести свои дела все больше именно как бизнес. В «Боинг» Шанахана за спасение различных программ называли «Мистер Решение». Он мог успешно курировать сложные технологические проекты в условиях ограниченного бюджета и под давлением СМИ и общественности. Именно компетенции в этих областях и привели его на высокопоставленную должность замминистра обороны США. Шенахан открытым текстом говорил, что его цель — сделать так, чтобы бизнесу было легко вести дела с государством и чтобы государству удавалось помочь частным подрядчикам выполнять больше за меньшие деньги. Суть сотрудничества — не заставлять компании делать что-то для Пентагона по указке, а использовать их лучшие уже существующие разработки и тем самым помогать частным подрядчикам монетизировать технологические достижения. Напомним, что Эрик Шмидт (Eric Schmidt) — бывший председатель совета директоров холдинга «Алфабет» (Alphabet Inc.) и бывший генеральный директор компании «Гугл» — в 2016 году возглавил «Совет по оборонным инновациям» (Defense Innovation Advisory Board), который был создан с целью ускорить процессы внедрения новейших технологий в вооруженных силах США. При этом в совет входили такие люди из хайтека как Джефф Безос (Jeffrey Bezos), глава и основатель интернет-компании «Амазон», основатель и владелец аэрокосмической компании «Блю Ориджин» (Blue Origin), Рид Хоффман (Reid Hoffman), сооснователь сети «ЛинкедИн» (LinkedIn), предприниматель и инвестор в технологические стартапы, Мило Медин (Milo Medin), вице-президент компании «Гугл» по вопросам систем доступа, Марн Левин (Marne Levine), операционный директор «Инстаграма» (Instagram), Дженнифер Палка (Jennifer Pahlka), основатель и руководитель сообщества программистов «Программируй для Америки» (Code for America), и другие. Кроме Пентагона налаживает отношения с хайтеком и ЦРУ. «Ин-Кью-Тел» (In-Q-Tel), специальный венчурный фонд ЦРУ, который вкладывает деньги в технологические фирмы, был создан еще в 1999 году в качестве эксперимента, но активен до сих пор, и из бюджета ЦРУ инвестирует в компании, которые будут способны выдать ощутимый разведывательным сообществом США результат. В год «Ин-Кью-Тел» тратит около 120 миллионов долларов на свои инвестиции и тоже специализируется на программном обеспечении и искусственном интеллекте. Подразделение «Амазон», компания AWS (Amazon Web Services), еще в 2013 году подписала контракт (победив IBM) на создание «облака» для ЦРУ на 600 миллионов долларов. «Облако» позволяет ЦРУ делиться информацией с другими разведывательными агентствами. AWS также рассматривается как потенциальный победитель на создание «облака» для всего Пентагона. Этот контракт может принести подрядчику около 10 миллиардов долларов в течение нескольких лет. За эту возможность готовы побороться и «Гугл» и «Майкрософт» (Microsoft). В прошлом году обсуждался контракт на создание военного «облака» MilCloud 2.0, который стоит 498 миллионов долларов, а конечный продукт должен быть более защищенным, чем любой коммерческий аналог. Контракт Encore III на обеспечение глобальных ИТ-услуг для Пентагона стоит 17,5 миллиардов долларов, контракт SETI (Systems Engineering Technology Innovation) — 7,5 миллиардов долларов. Отдельных денег стоит и переход всех офисов Пентагона на «Виндоус» 10 (Windows). В 2016 году «Майкрософт» подписал контракт с Пентагоном на сумму в 927 миллионов долларов. Не отстает и IBM. В 2016 году разгорелся показной скандал, когда «Эппл» (Apple) не хотела взламывать смартфон террориста по запросу ФБР, но как потом выяснилось, хайтек-гигант уже не раз делал это ранее для силовых структур США (не менее 70 раз с 2008 года). В марте 2018 года Палата представителей Конгресса США одобрила так называемый «облачный» закон (CLOUD Act). Этот закон законодательно позволяет правоохранительным органам США при наличии судебного ордера получать от американских ИТ-компаний хранящиеся у них данные граждан США, где бы эти данные не были расположены территориально, в том числе за рубежом. При этом Шмидт отмечает, что не всегда и не все проблемы взаимодействия с технологическими гигантами происходят из-за бюрократии Пентагона. Он, например, проталкивает идею обеспечения возможности военным самим оперативно редактировать код программ. Сегодня код является собственностью ИТ-подрядчиков Пентагона, и для внесения изменений военным необходимо просить подрядчиков сделать это. Эта практика крайне непродуктивна и медленна, но технологические компании не торопятся давать такую возможность Пентагону. То есть вопросы этичности может и делают заголовки в газетах, но на реальный бизнес и сотрудничество Кремниевой долины и Пентагона это вряд ли окажет хоть какой-либо серьезный эффект, а количество сотрудников с допуском к военной закрытой информации в среде ИТ-гигантов только растет. По мнению представителей компании AWS, вопросы этичности сотрудничества с Пентагоном поднимают те технологические фирмы, которые не получают контракты (или не продлевают), чем-то недовольны по условиям контрактов и проигрывают своим конкурентам в борьбе за деньги военного бюджета, поэтому то и делают «хорошую мину при плохой игре». А многие в Пентагоне в свою очередь уверены, что рано или поздно и до сотрудников в Кремниевой долины дойдет, что они — никакая не высокоморальная и антигосударственная «контр-культура», и что нет ничего зазорного в развитии национальной безопасности и работе с военными.

Военные новости: готовы ли хайтек-компании США разорвать отношения с Пентагоном?
© ИноСМИ