Войти в почту

Ведущий разработчик Яндекс.Станции рассказал о том, какие специалисты нужны рынку

О работе над «говорящей колонкой» До «Яндекса» был стартап, в котором мы пытались воплотить идею говорящей колонки со встроенным ассистентом. Это, по сути, был android-компьютер с приложением, написанным софтверной командой «Кубика». Приложение реагировало на ключевое слово «кубик», распознавание русской речи было основано на онлайн-движке Google, синтез речи работал на офлайн-решении RHvoice. Команда «Кубика». Фото: Facebook Снаружи подключали простенький микрофон и микроконтроллер для управления встроенными светодиодами, умными розетками по радиоканалу 433МГц, а также для пробуждения устройства по прикосновению к сенсорной кнопке. Девайс получился интересный и имел успех на краудфандинговой платформе Indiegogo (В 2015 году проект собрал $185 тысяч — прим. ред.). Самыми яркими особенностями девайса были интеллект и характер, который всех сильно впечатлял, а также необычный дизайн и яркие светодиоды с живой анимацией. Кубик Рубика на фоне прототипов голосового помощника. Фото: Facebook Но, к сожалению, девайс был сверхсложным в производстве, а также мог распознавать речь на расстоянии не более 1,5 метров. Ошибки в менеджменте и плохо продуманная архитектура продукта не позволили продвинуться дальше десяти прототипов. В компании было принято решение сворачивать финансирование хардвера. Мы с командой приняли решение покинуть проект. О том, как попал в «Яндекс» Случилось так, что примерно в то же самое время, когда закрывалась разработка «Кубика», в «Яндексе» возникла инициатива о создании хардверного продукта, совмещающего в себе хороший звук, способность управлять устройством голосом и стримить не только аудио-, но и видеоконтент. По прошествии некоторого времени мы познакомились с командой разработки во главе с директором экспериментальных продуктов «Яндекса» Константином Кругловым и примкнули всей хардверной командой «Кубика» к проекту. У нас был NDA, и мы понимали, создание какого продукта задумано. Но были еще детали, которые мы узнавали, уже будучи в «Яндексе». О команде проекта и своей роли в ней Команда «Яндекса», работающая над Станцией, очень большая. Если учесть всех, кто способствовал созданию продукта, то это, пожалуй, сотни людей. Помимо непосредственно ядра команды, в который входят продукт-менеджеры, группа разработки хардвера и низкоуровневого софта, группа разработки приложения и группа интеграции с партнерами, также есть команды SpeechKit и «Алисы», Яндекс.Музыки, поискового приложения и еще много много команд, которые активно участвовали в разработке и поддержке. Фото: Личный архив Александра Брада Моя личная роль состоит в разработке электронной части продукта, в курировании процесса разработки программно-аппаратной части всей группы. Работа достаточно разная. В зависимости от фазы проекта она может варьироваться и включает следующие вещи: Прототипирование электроники, сборка и тестирование макетных образцов. Проверка гипотез. Проработка архитектуры устройства. Планирование процесса разработки и формирование технических задач для команды. Переговоры с фабриками, подрядчиками, поставщиками компонентов. Присутствие на фабрике для аудита и решения локальных задач. Также мы привлекали сторонних партнеров. Калифорнийский дизайн-хаус разрабатывал концепт и дизайн Станции. (Индустриальный дизайн и механику разрабатывала компания NotAnotherOne — прим. ред.). Решение алгоритмов очищения звука нам предоставил немецкий Fraunhofer IIS (он знаменит хотя бы тем, что в нем был разработан формат mp3). Об использовании опыта «Кубика» в работе над Яндекс.Станцией В стартапе удалось получить опыт создания простых микрофонных решений, но в Станции пришлось все переосмыслить. Все решения, сделаные в стартапе, были «на коленке», поскольку часто ограничивались другими участниками и бюджетом. Приходилось постоянно импровизировать и выкручиваться, но все получалось сырым и практически не масштабируемым. В Яндекс.Станции же получилось изначально более взрослое и правильное решение задачи дальнего распознавания [звука] благодаря тому, что в команде все решения принимались более адекватно и взвешенно. О специалистах, которые нужны для разработки прорывных продуктов В России традиционно очень сильные технари и программисты. Направление умных колонок достаточно новое, и люди постепенно погружаются в технические аспекты отрасли. Также созревает рынок решений «под ключ», что экономит разработчикам и компаниям время на глубокое погружение в тему. У специалистов как минимум востребован следующий стек технологий: разработка embedded-решений, то есть девайсов на микроконтроллерах и системах-на-кристалле. Не менее важно разбираться в Linux и цифровой обработке сигналов (DSP). Материалы по теме: «Яндекс» представил «умную» колонку «Яндекс.Станция» со встроенным помощником «Алиса» Зачем инженеру уходить в стартап из крупной компании 8 крутых русских стартапов в области искусственного интеллекта Персональный робот-ассистент: кто победит? Кто лучше: секретарь или виртуальный помощник?