Войти в почту

Железобетонный король. Как Ростов забыл создателя городских коммуникаций

В изданной в 2001 году книге, посвящённой развитию и истории Ростовского водоканала, водопроводных и канализационных сетей, имя Василия Торлецкого даже не упомянуто. А между тем (хотя прошло более 100 лет!) до сих пор на улицах донской столицы можно увидеть крышки люков с этой фамилией. Отличная школа Род Торлецких старинный, прославленный. Деды и прадеды Василия проектировали и строили крепости, Большой Кремлёвский дворец в Москве, вокзалы Николаевской железной дороги. Этим Торлецкие заслужили для всех потомков по мужской линии звание потомственных почётных граждан. Причём не какого-либо одного города, а всей России! Потомственные почётные граждане имели массу льгот и прав, например, обладали правом голоса в городской Думе по месту проживания, правом внеочередного поступления на учёбу в высшие учебные заведения, они освобождались ото всех повинностей в пользу казны (налогов и армейской службы). Василий Торлецкий родился в 1868 году. Его отец, богатый купец Александр Торлецкий перебрался в 1840 году из Бобруйска Минской губернии в Москву. Женился на Софье Керцелли, итальянке, приехавшей в Россию с оперным театром. Василий получил прекрасное образование - в 1886 году он окончил полный курс учения в состоящем под высочайшим покровительством Государя императора слесарно-ремесленном училище Московского общества распространения технических знаний. В его послужном списке теперь значилось: мастер и машинист паровых котлов и машин. Но всю дальнейшую жизнь он занимался вовсе не котлами, а канализацией, водопроводом, железобетонными конструкциями и строительством, стал технологом и инженером. Он участвовал в постройке водопроводов: Мытищинского в Москве, городских Самарского и Царицынского (1885 -1888 гг.), трудился по найму у подрядчика инженера Зимина, и это была отличная школа. Ведь именно по инициативе Н.П. Зимина во многих крупных российских городах ввели в эксплуатацию системы уличного и домового водоснабжения, противопожарные системы. Он изобрёл первый в России пожарный гидрант. Молодому технику Торлецкому было чему поучиться. Семейное предание говорит, что при строительстве какой-то из ветвей городского коллектора (подземная канализационная система) Василий приехал в Ростов-на-Дону, здесь и остался. В декабре 1896 года он получил право постоянного проживания. Ростовский строитель И начал... с нуля. Его ещё не знали заказчики, и поэтому Василий сначала занялся чистой торговлей. Одним из первых его дел на Дону было получение концессии на «Нарзан». Скучать молодому дельцу не приходилось: этот вид торговли облагался обязательным акцизным сбором в пользу казны, и был сравним с продажей алкоголя или табака. А через три месяца (март 1897 года) в газете «Приазовский Край» вышла первая реклама Торлецкого: «Контора... на Б.Садовой улице в д.154 предлагает устройство бетонных сводов, полов, лестниц, резервуаров для воды и топлива...». Железобетонный мост через реку Темерник, новые городские бойни (будущий Ростовский мясокомбинат на ул. Текучёва) и дома в районе железнодорожного вокзала, мощёные дороги, работы по перекрытию генерального коллектора (первая канализация Ростова-на-Дону, была заложена ещё в 1860 годах) - так Торлецкий обустраивает город и окрестности, а, кроме то­го, закладывает фундамент памятника Ермаку в Новочеркасске. Не обошлось без Василия Александровича и при постройке Новочеркасского собора. Лица ушедшей эпохи «Василий увлекался всем новым и прогрессивным. Его страстью стала фотография, - рассказывает краевед Александр Овчинников (именно он с помощью правнука Торлецкого по крупицам воссоздал историю жизни Василия Александровича). - В домашних фотоархивах его потомков хранится масса фотографий и пластин для стереоскопа, исполненных им лично. Он снимал в Ростове, в других городах, при делах и на отдыхе, детей и свою работу. Почти на всех фото статная женщина в широкополой шляпе - это супруга Василия, Софья Александровна. Вот она в тоннеле отремонтированного артелью Торлецкого коллектора. Вот она в только что отстроенном Новочеркасском соборе, где свисающая с потолка чаша люстры ещё задрапирована тканью». Кстати, про спутницу жизни Торлецкого нужно сказать особо. Это родная сестра Якова Протазанова, который в своё время стал известен, как один из первых режиссёров и зачинателей кино в России. Дружил Яков и с известным кинематографистом Александром Ханжонковым. Памятник ему стоит на Будённовском проспекте в Ростове. Торлецкие жили просто, к роскоши не стремились. Половину собственного двора занимает завод железобетонных изделий. На фото видны горы железобетонных труб больших диаметров, а на переднем плане у фонтана (чашу его отливали здесь же) играют под раскидистым деревом дети Торлецких. Это подворье (дом на бывшей Никольской улице, ныне Социалистическая, 181) во многом сохранилось: ещё целы некоторые дворовые постройки, но на месте второго дома в этом дворе - бывший проектный институт, с чёрным фасадным зубчатым остеклением (ул. Б. Садовая, 150). А на дороге, ведущей во двор, до сих пор можно увидеть пообтёршуюся от тысяч ног и колёс крышку канализационного люка с именем первого хозяина и строителя. После революции Начало ХХ века время неспокойное. Появлялись в огромном количестве союзы и политические партии. Василий Алек­сандрович, убеждённый монархист, стал принципиальным последователем партии «Союз 17 октября», которая выступала за общественный строй с царём во главе. Василия Александровича даже избрали одним из семи депутатов от Дона на II съезд октябристов в Москве. После прихода советской власти семья Торлецких вынуждена была переехать в маленький флигель в том же дворе - их большие дома национализировали. Железобетонный завод в 1919 году прекратил работу. Но он был устроен как артель (где владелец завода-артели вполне мог быть переизбран и сменён кем-то из артельщиков) и это позже спасло Торлецкого от ареста и, скорее всего, от расстрела. Василий Александрович за рубеж не уехал. И, как оказалось, пригодился новой власти. В первые же годы новой эпохи городское хозяйство Ростова пришло в жуткий упадок: канализация забита, не работал водопровод. Вот тут-то и вспомнили о Василии Александровиче. 28 января 1920 года, всего через неделю после входа Первой Конной в Ростов, В.А. Торлецкому выписывают разрешение на выезд в Новочеркасск. Тамошней больнице срочно нужно строить систему канализации. А в декабре этого года у него уже есть удостоверение о том, что он «к власти лоялен». Сохранилось интересное письмо в Центральный жилищный отдел от Союза строительных рабочих: «Правление Дон­отдела ходатайствует перед жилищным отделом о неприкосновенности на квартиру тов. Торлецкого, так как он Союзу известен с 1917 года и состоит в союзе членом и с приходом советских войск... состоит на ответственных ударных работах Авторемонтного завода и заведует Бетонной мастерской, находящейся в том же доме. Такое отношение к исправным и нужным работникам не только союзу , но и всей Республике является недопустимым. А потому правление Донотдела просит жилищный отдел никакого ордера на квартиру тов. Торлецкого не выдавать». В адресном справочнике Ростова за 1923 год напротив фамилии Торлецкого стоит должность «руководитель городской службы канализации». А в справочнике, изданном двумя годами позже, он значится уже заместителем заведующего в управлении водоканализации городского Ростовского водопровода. Но его происхождение и дореволюционное прошлое (как-никак бывший хозяин завода, да ещё и бывший октябрист!) вновь кому-то не дало покоя. Дважды к дверям флигелька Василия Александровича подъезжала машина из НКВД, дважды жена мысленно прощалась с ним. Но каждый раз он возвращался, нужных против него улик не находилось. Но как бы то ни было, все задержания и постоянные напоминания о дореволюционном прошлом стоили Торлецкому дорого. Его здоровье пошатнулось, и в феврале 1930 года газета «Молот» опубликовала скромный некролог о кончине добропорядочного горожанина и специалиста... Кстати, сын Василия Александровича, Александр Торлецкий продолжил строительную линию своего отца и уже как технический руководитель высшего уровня участвовал в строительстве множества важных промышленных объ­ектов страны, а позже длительное время преподавал в РИСИ и имел звание доцента и кандидата технических наук, был заведующим кафедрой в этом институте.

Железобетонный король. Как Ростов забыл создателя городских коммуникаций
© АиФ Ростов