Войти в почту

Бумерангом по "Боингу": Трамп подставил мировую авиаотрасль под "украинский сценарий"

Заявления представителей авиаперевозчиков мировой авиаотрасли, что по ней серьезно ударят действия американского правительства, отнюдь не голословны. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал авиаэксперт Дмитрий Адамидов. "Если США и их партнеры реализуют в рамках торговой войны все те намерения, что они сейчас заявляют, то по мировой авиационной отрасли это ударит очень сильно. Придется готовится к сокращению спроса на билеты – в рамках бизнес-интересов ежедневно совершаются тысячи перелетов. Но деловые поездки – это лишь один из множества аспектах, которые так или иначе заденут глобальную сферу воздушных перевозок. Пошлины на сталь и алюминий означают существенное удорожание производства воздушных судов и их комплектующих для ремонта. Фактически произойдет разрушение устоявшихся и давно работающих кооперационных связей. Проще говоря, случится то, что у России и Украины с 2014 года – производственные цепочки предприятий двух стран разорвали, в результате чего Россия вынуждена была создавать производство нужных комплектующих у себя, украинские же заводы и фабрики просто "умирают". Американцы грозят устроить то же самое глобальной авиаотрасли", - отмечает аналитик. Александр де Жуньяк, гендиректор представляющей большинство основных авиакомпаний мира Международной ассоциации воздушного транспорта, заявил: вызванная действиями американского правительства напряженная ситуация в международной торговле может сильно ударить по авиационной отрасли. Одним из аспектов, в которых наложение пошлин США на сталь и алюминий даже в отношении союзников, он назвал спрос на деловые поездки, являющиеся "ключевой движущей силой прибыли для авиационной отрасли". Сокращение мировой торговли этот спрос резко снизит. "Сейчас надежды всего мира связаны с тем, что Штаты в конечном итоге не решатся претворить все свои угрозы в жизнь, иначе негативных последствий не избежать. В противном случае плохо себя почувствует вся мировая экономика, а транспортная сфера развивается и процветает лишь на фоне общего роста. В последнее время отрасли авиастроения и авиаперевозок шли по пути глобализации во всем – от кооперации производственных предприятий до продажи авиабилетов. Действия США могут резко развернуть эти процессы вспять. Другие надежды связаны с тем, что санкции в рамках развязанных Штатами торговых войн могут соблюдаться не слишком строго. Ведь транснациональные корпорации, работающие как в сфере авиастроения, так и перевозок, работают в том числе и в США, то есть Америка понесет убытки от собственных действий. Но бизнесу все равно придется приспосабливаться к работе в условиях жестких ограничений, и простым процесс адаптации явно не будет", - подчеркивает эксперт. Фактор неопределенности С 1 июня власти США ввели тарифы на импорт стали и алюминия из стран Евросоюза, а также из Канады и Мексики. Эти меры были приняты еще в марте, однако американская администрация сделала исключения для своих давних торговых партнеров. Однако введение заградительных мер вызвало бурную реакцию в мире и отозвалось резкой критикой действий администрации президента Трампа в самих Штатах. Американские бизнес-ассоциации предрекают рост цен на целый ряд товаров на внутреннем рынке – в первую очередь, на рынках авто и строительства. Мировая авиаотрасль в панике из-за того, что не уверена даже в завтрашнем дне, не говоря уже о долгосрочных планах. Planemakers Boeing и Airbus также отметили, что эта неопределенность не приносит пользы бизнесу и авиаотрасли, которая живет на том, что люди могут свободно перемещаться. "Мы видим в этом отрицательные моменты, так как это создает границы и ограничения для всех, включая наших клиентов", – заявил главный коммерческий директор Airbus Эрик Шульц. "Насколько авиаотрасль сможет адаптироваться к работе в условиях торговой войны, может показать только время. Внутри США идет мощная борьба лобби, в котором финансовые корпорации пытаются отстоять свои интересы. В мировой экономике же, как результат этой борьбы, сложилась атмосфера неопределенности. Бизнес этого не просто не любит, подобное для него чревато серьезными убытками – рассчитывать на перспективы развития не приходится. К примеру, на несколько лет до прихода в США к власти Дональда Трампа компания "Боинг" заявила о намерениях построить тысячу самолетов для рынка Азии. Был проанализирован спрос, его сопоставили с возможностями корпорации и заявили такие масштабные планы генеральной стратегией фирмы. К сегодняшнему дню об этих планах уже никто не вспоминает – все смотрят хотя бы на день-два вперед, дальше заглядывать бессмысленно. Аналогично от долгосрочных планов отказались Airbus и ряд других крупных игроков отрасли. В начавшейся торговой войне Вашингтон мог бы нивелировать потери американских авиакорпораций простыми субсидиями из бюджета, но такого решения Белого дома нет. Все просчитывают "наихудшие сценарии" – создание лоукостеров, борьбу за каждого клиента. Мелкие игроки отрасли допускают даже уход с рынка. Россию все это затронет в гораздо меньшей степени. Ясно одно: если Штаты и их соперники все же "разгонят" торговые войны, сфере воздушных перевозок будет нанесен удар, оправиться от которого будет непросто", - заключает Дмитрий Адамидов.

Бумерангом по "Боингу": Трамп подставил мировую авиаотрасль под "украинский сценарий"
© ФБА "Экономика сегодня"