Войти в почту

Чат-боты, "уберизация", Big Data и другие тренды на рынке российских разработок

Большие компании покупают стартапы Сбербанк инвестирует в биометрический стартап VisionLabs, который "учит" банкоматы узнавать клиентов по лицу. Ростех вкладывает в NtechLab — другого разработчика технологии распознавания лиц, работающей на московских городских камерах и в соцсети "ВКонтакте". Фонд Внешэкономбанка "ВЭБ Инновации" намерен "влить" 70 млн рублей в медицинский детский экзоскелет от "ЭкзоАтлет" и раздумывает о запуске серийного производства сервисных роботов от пермского стартапа Promobot. Кстати, Promobot и Сбербанк вместе работают над созданием роботов-консультантов. ГК "Ренова" создала компанию "Цифра", которая ищет разработчиков в сфере интернета вещей, и она проинвестировала в софт для мониторинга промышленного оборудования от смоленского стартапа. "Яндекс" в конце прошлого года купил Foodfox — сервис по доставке еды. Список можно продолжать долго, потому что фонды или отделы, ищущие интересные отечественные разработки, есть также у "Ростелекома", МТС и многих других крупных компаний. Интерес российских корпораций к отечественным разработкам растет, и это тренд. "Казалось бы, что общего между корпорацией и стартапом? Но крупный бизнес видит, что иностранные вендоры не готовы идти навстречу по адаптации софта к российским реалиям. Иностранный софт часто дорогой, он очень долго внедряется. Корпорация "подсаживается" на иглу техподдержки, которая обходится дорого — до трети стоимости базового внедрения. И тут на рынок выходят стартапы, которые решают узкие задачи. У безубыточных стартапов, которые получили инвестиции и не закрылись, 30–35% заказов — это работа с крупным бизнесом", — говорит Сергей Негодяев, управляющий портфелем ФРИИ. Корпорации чаще всего заказывают таким разработчикам софт для автоматизации управления. Реже готовы купить долю в стартапе, и в этом случае их, как правило, интересуют не идеи на бумаге, а фирмы с готовым продуктом. "Крупные компании инвестируют в зрелые стартапы для расширения влияния. Из примеров: Тинькофф-банк, который купил 55% доли в сервисе CloudPayments в 2017 году. Mail.Ru Group купила за $100 млн сервис по доставке еды Delivery Club, а также контрольную долю в образовательной платформе GeekBrains", — добавляет Николай Волосянков, IT-бизнесмен. Все "подсели" на Big Data... Компании массово переводят бизнес в интернет, это касается прежде всего торговли. "Тренд тянет за собой множество маленьких digital-бизнесов, — объясняет Сергей Негодяев. — Это бизнесы по запуску и созданию сайтов, это сервисы для привлечения клиентов в соцсетях и мессенджерах". Но просто купить рекламу в Facebook давно недостаточно. Бизнес "подсел" на сбор данных о реальных и потенциальных клиентах. Предприниматели хотят не просто предлагать товары расплывчатой целевой аудитории, а точно знать: что клиенту нужно сегодня. И предсказывать: что он захочет купить через месяц или год. И поиск аудитории — далеко не все, что нужно компаниям. Например, диалоги консультантов колл-центра с клиентами обычно записываются, и это данные, на основе которых разработчики создают ботов-консультантов. "На рынке всегда было много хороших стартапов в этой сфере, но раньше была проблема спроса. Только недавно у крупного бизнеса появились бюджеты на Big Data. Они все чаще переходят из статуса "Да, мы слышали" в статус "Да, мы пробуем", — добавляет Негодяев. ...и на ботов с голосом Стартапам не хватает инвесторов, которые будут спонсировать долгие и наукоемкие разработки. Разработчики идут в направления, которые позволяют быстро получить прибыль. Чат-боты и голосовые помощники — как раз идеальный "быстрый" продукт. "Рынок автоматического телемаркетинга очень быстро растет, — говорит Руслан Алиев, руководитель Wentor Software. — Технологии, доступные пару лет назад только "топам" за бешеные деньги, распространяются повсеместно. Говорящие боты занимаются рекрутингом, телефонными продажами и даже проводят опросы для исследовательских центров". Только, говорит эксперт, не все "помощники" хороши. "Выгоды от автоматизации очевидны, и появление решений на российском рынке — позитивное явление, но сервисы для автообзвона часто делаются на коленке с использованием чужих разработок. Каждый месяц появляется и исчезает с десяток таких предложений". Интернет вещей Интернет вещей продолжает оставаться в заметных трендах с прошлого года. Уже известные системы "умного" дома — первая ступень в этом направлении. Сейчас развиваются носимые устройства — детские "умные" браслеты с геолокацией, медицинские гаджеты, которые следят за физическими показателями. А недавно "умные" вещи начали внедряться в жилищно-коммунальном хозяйстве. Управляющие компании стали устанавливать в домах "умные" счетчики, которые дистанционно и автоматически передают показания в единую систему, а также позволяют владельцу квартиры следить за потреблением в приложении на смартфоне. "Интернет вещей, по сути, обладает невысоким порогом входа. Разработчику достаточно обладать базовыми познаниями в области инженерного дела и программирования, — говорит Сергей Негодяев. — И это востребованный продукт. Еще надо сказать, что инвесторы в этом году возлагают большие надежды на интернет вещей в ЖКХ". "Уберизация" такси, нянь и морских перевозок "Уберизация" различных услуг остается в трендах. Эксперты могут отдельно выделить рост uber-проектов в логистике. "Часто появляются компании, которые хотят сделать "убер" для грузоперевозок, "убер" для кораблей и катеров для доставки морских грузов. К созданию универсального "убера" для доставки товаров из Китая до порога дома не дошло, но к этому все движется", — продолжает Сергей Негодяев. "Уберизация" услуг, которые уже достаточно "уберизированы", продолжает развиваться. "Есть "Яндекс.Такси", но это не значит, что нельзя запустить такой маркетплейс в регионе. Локальные маркетплейсы создаются и развиваются, — говорит Негодяев. — И еще сегодня существуют маркетплейсы всего: нянь, уборщиц — огромное число форматов, которые сводят клиентов с поставщиками услуги". Госфонды становятся активнее "Российская венчурная компания (РВК), Роснано, Ростех, ФРИИ, "Сколково", Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) наращивают позиции, — перечисляет Вадим Меркулов, старший аналитик ИК "Фридом Финанс". — Не всегда такие институты предпочтительны для стартапов из-за бюрократической системы. Но "выхлоп" от инвестиций госсектора будет через два-три года. К 2020 году венчурный рынок сильно расширится за счет увеличения роли госфондов". При этом большинство стартапов создают продукты не для госсектора, а для бизнеса или обычных потребителей. "Сектор b2g — это сложная тема, преодолеть инертность госструктур мало кому удается. Разработчики предпочитают уходить в сферу b2b, — говорит Татьяна Санина, гендиректор инновационного центра "Бирюч-НТ". — В бизнесе их становится больше только в последнее время. А раньше стартапов в b2b и b2c всегда было примерно поровну, с небольшими колебаниями в ту или другую сторону. Теперь разработчики начинают понимать, что выиграть гонку за эмоциями потребителя сложнее, чем донести бизнес-партнеру преимущества". Криптостартапы: остался ли тренд Рынок стартапов в 2016 году был депрессивным, а в 2017-м начал восстанавливаться. Число сделок на рынке выросло с 126 до 184, а общий объем инвестиций в сделки вырос с $283 млн до $330 млн, по данным отчета "Венчурная Россия. Результаты 2017 года". "В 2018 году на венчурном рынке можно прогнозировать небольшой рост, который обусловлен следующими факторами: приходом инвестиций от новых игроков — крупных компаний и госкорпораций, активизацией госфондов. Огромное влияние на рынок, безусловно, оказал сегмент криптостартапов — они все еще в тренде. В конце 2017 и начале 2018 года венчурные капиталисты открыли еще несколько криптофондов", — говорит Арсений Даббах, партнер компании RB Partners. Впрочем, спад "хайпа" должен произойти, по мнению экспертов, и это отразится на уровне инвестиций. "В следующем году обвалится много мертворожденных проектов, привлекших финансирование через ICO, — прогнозирует Сергей Негодяев. — Реальных кейсов использования блокчейн-технологий почти нет, рынок растет медленно, а Россия точно не будет драйвером его развития". Анастасия Степанова

Чат-боты, "уберизация", Big Data и другие тренды на рынке российских разработок
© ТАСС