Судьба подарила ему 12 жизней: история летчика-героя Магомеда Толбоева
В летной книжке Героя России ровно дюжина записей об авариях в небе. Целых 12 раз он мог погибнуть, но оставался живым. Толбоев всегда летал на пределах возможного. Он несколько раз пытался добиться зачисления в отряд космонавтов - не брали из-за травм. Почему именно ему доверили сопровождать взлет и посадку советского космического челнока «Буран», рассказывает еженедельник «Звезда». Мечта летала в небе Толбоев родился в небольшом горном ауле Согратль в Дагестане. В семье шофера и колхозницы было девять детей. Магомед - старший, помощник и опора родителей. Жили трудно, бедно. С марта по ноябрь Магомед ходил босым, а одежду донашивал с чужого плеча - за братьями матери и отца. Впервые новые вещи он получил только в Советской армии... Дорог в горах было мало, и в 1960-е на Северном Кавказе начали активно развивать местные воздушные линии, стали строить аэродромы. Тогда Магомед впервые увидел самолет. Ан-2 - это, большей частью, дерево и перкаль, который можно проткнуть пальцем. А для него самолет стал мечтой. Мечта летала в небе, куда захотел подняться и босоногий мальчишка из маленького горного аула. Летал без устали После школы он поступил в Высшее военное авиационное училище в Ейске. По окончании получил диплом с отличием. Служил в авиачастях в Одесском военном округе и в Группе советских войск в Германии, освоил несколько типов самолетов. ...Загруженность Летно-испытательного института имени Громова в подмосковном Жуковском в 1970-е порой была такой, что не хватало летчиков. Все, что выпускала советская авиапромышленность, после заводских «экзаменов» обязательно прилетало сюда - на аэродром в Жуковском. Это были десятки новых моделей вертолетов и самолетов - и гражданских, и военных. Нужны были люди, готовые летать ежедневно, помногу и на грани риска. Такие, как направленный на летно-испытательную работу военный летчик Толбоев. «У нас в ЛИИ делалось ежедневно до 100 испытательных полетов в день. И самолеты стояли на рулежке друг за другом. А ведущие инженеры… Я сам был ведущим инженером, мне нужно было найти летчика, который был свободен. И мы бегали с полетными заданиями, упрашивали: "Ты свободен или несвободен? Не слетаешь ли?" Толбоев запомнился своей готовностью работать без устали», - рассказывает заместитель гендиректора авиасалона «МАКС» Николай Занегин. Человек уникальной «живучести» На полях колхоза имени «XXII съезда КПСС» шел посев озимых. Вдруг в небе послышался гул. Маленькая серая точка в синеве стремительно приближалась и росла. Стали различимы крылья. На огромной скорости самолет коснулся недавно засеянного поля и, пропахав заново около семисот метров, клюнул носом и остановился. Колхозники бросились спасать летчика, но он сам открыл кабину… Взлетев на сверхзвуковом Су-7Б, летчик Магомед Толбоев стал набирать высоту, и вдруг, при переходе на сверхзвук, случился помпаж - срыв работы турбореактивного двигателя. Падение тяги, мощная вибрация. Пилот мог прыгнуть с парашютом, но жалко ведь самолет... Толбоев удержал управление, выпустил шасси и стал искать поле для посадки. Нашел, где не было людей и сельхозтехники, и пропахал его вместо трактора самолетом. Истребитель был спасен, и после ремонта вновь взлетел. Толбоев сломал при жесткой посадке нос и позвоночник. После компрессионного перелома позвоночника врачи долго ставили Магомеда на ноги. Он встал - и на крыло: снова взлетел. Но два года спустя, во время демонстрационного катапультирования, на самолете Толбоева не сработала автоматика. До земли было около 600 метров. Парашют раскрылся в 20 метрах от поверхности - удар был сильнейший! ...Любого другого после таких травм списали бы с летной работы. Но Магомед недаром пробегал все детство босиком - его организм оказался на редкость крепким. «Надо владеть собой. Спокойно. Даже если ты думаешь, что конец, - спокойно. Не думай о конце, думай о том, что надо делать. Я никогда не паниковал, никогда не дергался. Я делал то, что надо делать, до конца. Спокойно!», - говорит сам Магомед Толбоев. Посадка без киля Всепогодный истребитель четвертого поколения Су-27 был предназначен для завоевания господства в воздухе. На высоте 11.000 метров он развивает скорость до 2.500 километров в час. Вооружение - 30-мм пушка. Боевая нагрузка - от 6 до 8 тонн, 8 ракет «воздух-воздух», 6 - «воздух-земля», 8 авиабомб по 500 килограммов. Сила, скорость, мощь! Сегодня считается: более надежной машины не найти. Но так было не всегда. Первые Су-27 стали поступать в войска в начале 1980-х, но на вооружение машину приняли лишь в 1990-м. Все эти годы шли отладка и бесконечные испытания, унесшие жизни двух асов Летно-испытательного института. И едва не погубившие Магомеда Толбоева. «На Су-27 он пошел на разгон. Там есть трасса сверхзвуковая, и надо было ему разогнаться до скорости 1.400 на малой высоте. Он погнал.., и у него отвалился киль, развалился на скорости», - уточняет Заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Гордеев. Толбоев почувствовал удар, понял: что-то не так. Но двигатели работали нормально, и летчик резко набрал высоту, выскочив на 6.000 метров, чтобы иметь пространство для маневра, запас для катапультирования и возможность осмотреться. Тогда на Су-27 еще не было приборов, позволявших видеть машину целиком, поэтому, не заметив явных повреждений, Магомед развернулся и спокойно сел. А на земле выяснилось: вновь пролетел на волосок от смерти. Циклограмма «Бурана» и метроном сердца За этой трансляцией Центрального телевидения СССР следили, затаив дыхание, и в нашей стране, и за рубежом: слишком многое зависело от того, как сядет и сядет ли вообще космический корабль «Буран». Фактически в этот момент решался вопрос: может ли Советский Союз по-прежнему считать себя великой космической державой. Специалисты должны были иметь возможность в реальном времени наблюдать за «Бураном». Для этого требовались самолеты сопровождения, оборудованные видеокамерами, сверхмощными передатчиками и антеннами. Выбрали сверхзвуковой высотный перехватчик МиГ-25. Выбрали и пилота - летчика-испытателя Магомеда Толбоева. МиГ-25 взмыл на высоту 11-12 километров и стал парить кругами. Самолет должен был встретить космический челнок, входивший в атмосферу на огромной скорости, максимально близко к нему подойти и сопровождать до приземления, передавая в ЦУП изображение и визуальный отчет, от которых зависело принятие всех оперативных решений. В тот момент, когда казалось, что все отработано до мелочей сотнями тренировок, «Буран» вдруг повел себя странно. «У космического корабля была скорость 4.800 километров в час, у меня - 1.800. Мы должны были встретиться. Он оттуда падает, а я должен его "подрезать". И совпало точно, четко выдержали циклограмму. И он выдержал, и я выдержал. Поэтому дальше пошли вместе. А на высоте 6.000 - облака. Мы ушли в них, и он куда-то исчез», - говорит Толбоев. В эфире повисла гробовая тишина. Наземные пункты челнок тоже «потеряли». Невидимый в облаках космический корабль управлялся лишь собственным «мозгом» - восемь мощных электронно-вычислительных машин на борту! - а для людей в тот критический момент спрогнозировать, что же «решат» ЭВМ корабля, было практически невозможно. А Магомед Толбоев продолжал лететь, придерживаясь посекундно рассчитанного графика - циклограммы. Он верил «Бурану» и себе. До того, как «Буран» исчез в облачности, летчик доложил, что самый опасный - плазменный - участок тот прошел почти без потерь: система управления активизирована, рули работают, торможение проходит в штатном режиме. Толбоев подвел свой МиГ-25 настолько близко, что даже разглядел небольшую дырочку в обшивке крыла челнока. Когда Магомеда предупредили из ЦУП, что следует быть готовым к уничтожению неуправляемого корабля, летчик запротестовал. «Он мог упасть на город Ленинск, его надо было подорвать. Но до последнего держали кнопки - и я, и они, на земле. Никто не осмелился это сделать. И «Буран» вернулся! Вышел я из облаков, смотрю, он впереди. Надо же, выдержал так же, как и я, эти циклограммы секундные. Секундные!», - отмечает Толбоев. Позже выяснилось: из-за сильного порывистого, постоянно менявшего направление ветра (до 200 метров в секунду) «Бурану» потребовалось больше времени на выбор самого безопасного алгоритма посадки. Магомед Толбоев выбрал тот же вариант, что и восемь ЭВМ. Смотрите новый выпуск программы «Легенды армии», посвященный Герою Российской Федерации Магомеду Толбоеву, 5 июня в 19:35 на телеканале «Звезда». Все выпуски программы можно посмотреть здесь.