Публичный дом или памятник: в чем ценность старинного фасада, приросшего к «Европарку»

Со стороны набережной к «Европарку» пристроили старинный дом Плотникова-Ивановой. Стеклянные современные стены торгового центра словно выдавили из себя терракотовый фасад в стилистике первой половины XIX века. Решение спорное. Одни удивляются, как ловко удалось застройщику совместить архитектуру двух эпох. Другие считают, что это — дурной вкус, и более того — попытка сохранить то, что этого не достойно. Одно из мнений — зачем восстанавливать дом, в котором не было ничего исторически важного, только встречи архангельских девиц с местным купечеством. Дом сгорел и оказался брошенным Выглядят такие слитые дома разных стилей, как часы с кукушкой, прибитые на плазменный телевизор, — однако такая практика воссоздания объектов культурного наследия распространена по всей стране. Дома-конструкторы, как с нашей набережной, есть в Воронеже, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Уфе, Саратове, Москве и других городах. По всему миру сегодня идет слияние архитектуры прошлого и модных тенденций в строительстве, однако там это делается не так топорно. Вместе здания разных лет образуют единое целое, а в России, по-моему, выглядят, как склейка чужеродных объектов. Воссоздание дома Плотникова-Ивановой взял на себя холдинг «Аквилон Инвест». Построенное в первой половине XIX века здание на набережной Северной Двины в Архангельске после пожара в 2000 году оказалось брошенным. К 2010 году здание было на 88% изношено, — фактически памятник был утрачен. Дом № 61 на набережной Северной Двины к моменту начала строительства комплекса «Европарк» превратился в руины. Исходный строительный материал использовать было нереально. Первоначальная проектная документация по зданию отсутствовала. При этом историко-градостроительная среда этой территории была изменена до неузнаваемости. Несмотря на это, застройщик поставил цель воссоздать элементы памятника, которые дают представление об архитектурной структуре «старого Архангельска». Такие дома-конструкторы, как на нашей набережной, есть в Воронеже, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Уфе, Саратове, Москве и других городах Почему пришлось вписаться в «Европарк» Еще в начале нулевых прошли историко-культурные экспертизы, по итогам которых федеральный Минкульт рекомендовал исключить это здание из реестра объектов историко-культурного наследия. Однако в конце 2014 года правительство Архангельской области утвердило границы охранных зон. На тот момент ТРК «Европарк» уже был введен в эксплуатацию. Пришлось выкручиваться — как-то вписывать памятник архитектуры в современную среду. Инвестор, архитекторы и проектировщики, городские и областные власти нашли такой компромисс. Областной Минкульт согласовал проектную документацию и выдал разрешение на проведение строительных работ. Проверку всех документов проводило федеральное Министерство культуры. — Понимая свою ответственность за сохранение исторического облика города, мы приняли решение не выводить объект из реестра памятников, а инвестировать средства в восстановление фасада здания. Были проведены все предусмотренные законом процедуры, включая археологические изыскания, — отметил генеральный директор холдинга «Аквилон Инвест» Алексей Попков. — Проект, выполненный под руководством Владимира Титова, предусматривает воссоздание первоначального облика значимых элементов объекта культурного наследия с особенностями в решении фасадов и его интеграцию в современные условия городской среды XXI века. Был учтен опыт Санкт-Петербурга — в частности, воссоздания фасада здания Литовского рынка на Крюковом канале при строительстве новой сцены Мариинского театра. В итоге проект получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Так воссоздали фасад в Санкт-Петербурге По замыслу застройщиков фрагмент дома станет поддерживающим элементом связи между территорией «Старый Архангельск» и фрагментами исторической застройки набережной Северной Двины между Поморской и Выучейского, где сохранились единичные памятники истории — бани Макарова и Сурское подворье. «Здание должно было уйти из материального мира» Так считает Дмитрий Яскорский, архитектор, внештатный советник губернатора, по его мнению, дом Плотникова-Ивановой незаслуженно оказался среди охраняемых объектов культурного наследия. — В 90-е годы я работал главным архитектором города, еще тогда областная администрация приняла решение о включении этого дома в список памятников местного значения, — вспоминает Дмитрий Станиславович. — Большая часть зданий, которые в эти года было решено восстановить и охранять, на мой взгляд, никакого отношения к культурному наследию не имеет. К сожалению, на тот момент область потеряла огромное количество уникальных строений, не имеющих охранного статуса, но при этом ценных с точки зрения истории и архитектуры. Коренные архангелогородцы хорошо помнят эти утраченные дома нашего города. В 90-е областная власть успешно попыталась увеличить реестр региональных объектов культурного наследия, и в перечень попали объекты, которые, по моему мнению, не имеют культурной значимости. Не было в них важных событий, не жили в них писатели или другие общественные деятели. Грубо говоря, рассказать об этих зданиях, — нечего. Как и нынешняя пристройка к «Европарку» — этот объект попал в перечень коньюктурно. Что там было? По одной из версий краеведов, место для встреч девиц с архангельским купечеством. Не знаю, насколько правдива эта версия. Дом жилой середины XIX века — так по документам называется объект У архангельских купцов было много домов по городу, и какие-то из них заслуженно считаются архитектурными памятниками, однако Дмитрий Яскорский отрицательно высказывался по поводу внесения дома, который сейчас пристраивают к торговому центру, в перечень охранянемых. — Застройщик квартала в итоге получил проблему — как сохранить это здание. Технически это было уже невозможно. Дом много лет простоял без крыши, абсолютно промок, промерз. Был только один выход — разобрать строение и собрать снова. Меня смущает цвет фасада, — терракотовый. Я бы оставил светло-бежевый, каким и был дом в свое время. Многие купеческие здания на набережной — светлые. Но это решение застройщика и инспекции по охране объектов культурного наследия. Стилистический прием совмещения архитектуры разных периодов имеет место быть, так строят во многих других городах не только России. Так поступают в Германии, Италии, Франции. Застройщик сделал всё, чтобы восстановить объект, но, по-моему, это слишком счастливая судьба для этого здания — оно должно было уйти естественным путем из материального мира. В ближайшее время доделают кровлю, уберут строительные леса, поставят филенчатые деревянные двери и закончат работы по отделке крылец «Пример рядовой уличной застройки» Чтобы все-таки понять, какую значимость имеет дом Плотникова-Ивановой, мы обратились к руководителю инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области Анне Ивченко. — Историко-культурное значение дома заключается в том, что он представляет пример рядовой уличной застройки торговой части города, поддерживает красную линию исторически сложившегося квартала, — комментирует Анна Васильевна. — Предметом охраны дома является объемно-пространственная композиция главного «южного» фасада и его декоративное оформление, представленные в формах с элементами модерна. На контрасте с современным фоном еще больше проявляется привлекательность старого фасада. В данном случае невыразительное, как может показаться, здание дома спорной архитектуры на современном фоне приобретает новое звучание. Сложность восстановления в том, что «одиноким» памятникам истории и культуры трудно передать впечатление об исторической среде в современной градостроительной среде, агрессивной по отношению к ним. Сейчас как раз обсуждается концепция — как использовать пространства воссозданного памятника Ни в отделе Русского Севера, ни в инспекции мы не нашли подтверждения тому, что тут архангельские девки встречались с купцами. Да и может ли это быть прописано в паспорте дома? В нем есть информация о том, что в середине XIX века были пристроены друг к другу два каменных здания, зафиксированные на квартальном плане 1865 года. Жилые дома купцов А. Ивановой и И. Плотникова. Можно предположить, что эти дома были торговыми, поскольку располагались на торговой территории города, на которой генеральным планом 1749 года было предписано строительство торговых купеческих зданий. В инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области нам сообщили, что собственники здания — ООО «Норд-Финанс» и ООО «Антарес». Сейчас как раз обсуждается концепция — как использовать пространства воссозданного памятника. Прохожим уже видно, что закончены штукатурка и покраска фасада, установлены деревянные и металлические детали отделки, а также окна в деревянных рамах. В ближайшее время доделают кровлю, уберут строительные леса, поставят филенчатые деревянные двери и закончат работы по отделке крылец. А что об этом архитектурном решении думаете вы? Своим мнением вы можете поделиться в комментариях к этому тексту.

Публичный дом или памятник: в чем ценность старинного фасада, приросшего к «Европарку»
© 29.ru