Войти в почту

Апостол Аллеганских гор: почему русского князя по сию пору почитают в американской Пенсильвании

С самого зарождения своей государственности и вплоть до середины XX столетия США с Россией связывали, в основном, дружественные отношения. Особенно интересна их история в период становления Американского государства и то, как судьбы отдельных людей влияли на них. Письменные документы - самые ценные свидетельства любого исторического периода. В Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота сохранились материалы о пребывании в Северной Америке в 1760-1770 годах русских моряков, служивших на британском флоте. Здесь же можно найти воспоминания знаменитого русского мореплавателя Юрия Федоровича Лисянского, который в 1793-1796 годах посетил многие города молодой республики, высоко отзывался и о Бенджамине Франклине, и Джордже Вашингтоне, с которыми, как следует из его материалов, он, по всей видимости, встречался лично. Интересно, что во время войны США за независимость от Англии правительство Екатерины II, объявив вооруженный нейтралитет, тем не менее фактически поддержало молодое государство. Скажем, когда революционная армия Вашингтона не раз была на грани поражения, помощь ей оказывали выходцы из Европы, в числе которых были русские добровольцы. Захар Бобух, Федор Каржавин, Карл Кист, Василий Баранщиков - это лишь некоторые имена тех отважных людей, что бросили в России все и отправились защищать свободу в далекую Америку. К сожалению, сведения об этих людях отрывочны, полного и достоверного описания их участия в революционной войне нет. Да, пожалуй, и не могло быть: поддерживая политику США, особенно в борьбе против Англии, правительство России не приветствовало распространение демократических идей на территории своей страны - «пугачевщина» у нас не поощрялась по причинам естественного характера. Но был среди русских в революционной Америке человек-легенда, принадлежавший по своему происхождению к высшей аристократии. Его жизнь и созидательная деятельность произвела большое впечатление как на современников, так и на исследователей. Священник с княжеский титулом Князь Дмитрий Дмитриевич Голицын прибыл в американский Балтимор в 1792 году с целью изучения военного опыта. Отец - Дмитрий Алексеевич Голицын, известный дипломат, посол России во Франции и Нидерландах, снабдил сына рекомендательными письмами к Джорджу Вашингтону и Джону Адамсу. Мать князя тоже знатных кровей - графиня Адельгейда-Амалия фон Шметтау, дочь прославленного прусского генерал-фельдмаршала и президента Берлинской академии наук Самуэля фон Шметтау. Именно она сыграет ключевую роль и в воспитании, и в судьбе сына. Родился Дмитрий в Гааге, детство провел в Мюнстере, где учился в местной гимназии при католическом университете. Высокое положение отца могло обеспечить парню блестящее положение при русском дворе, тем более что он с рождения был записан в лейб-гвардию, однако в 1787 году под влиянием матери юный Голицын перешел в католичество, после чего ему было отказано в русском дворе. Хотя, возможно, это был лишь повод. Причина могла скрываться и в том, что во время одного из путешествий по Европу с образовательной целью (такое было заведено у русских аристократов), Дмитрий принял участие в штурме Бастилии. «Хотя Бастилия не угрожала ни одному из жителей Петербурга, - вспоминал в своих мемуарах французский посол в России Луи-Филипп Сегюр, - трудно выразить тот энтузиазм, который вызвало падение этой государственной тюрьмы и эта первая победа бурной свободы среди торговцев, купцов, мещан и некоторых молодых людей высокого социального уровня». Не исключено, что некоторые проблемы в отношениях с властью на исторической родине, а, может, виденное и пережитое во Франции, стали причиной тому, что юный князь принял решение остаться в Америке и стать католическим священником, поступив в только что образованную духовно-католическую семинарию в Балтиморе. В 1795 году Дмитрий Голицын получил посвящение и был рукоположен под именем Августин Смит в священный сан став вторым священником, рукоположенным на американской земле. Блаженный Августин О жизни этого священника с русскими, княжескими корнями в США до сих пор слагают легенды. Объехав в качестве миссионера Мериленд, Виргинию и Пенсильванию, Голицын избрал для своего служения один из высших пунктов Аллеганского горного хребта, в 150 милях от Филадельфии. В штате Пенсильвания, на самой границе тогдашней американской цивилизации, Голицын на собственные деньги основал городок Лоретто, названный в честь знаменитого итальянского места паломничества, и построил здесь католическую церковь. Достоверно известно, что на свой «проект Лоретто» Голицын истратил немыслимую по тем времена сумму - около 150 тысяч долларов. Князь вошел в долги, которые рассчитывал уплатить, получив наследство в России. Однако, надежды эти по ряду причин не оправдались, и Голицын долгие годы был вынужден выплачивать свои долги по частям. Примечательно, что в тот период этот край населяли преимущественно эмигранты из Ирландии и Германии, да и сам штат был основан квакерами - представителями одного из многочисленных в Америке протестантских течений (даже название свое штат получил в честь главы квакеров Пена). Однако, вскоре и Лоретто, и все его окрестности перешли в католичество, в чем была заслуга Августина Смита. Для привлечения католиков в Лоретто Голицын скупал земли, которые по низкой цене сдавал в аренду католическим поселенцам. А еще он участвовал в строительстве лесопилок, мельниц, кожевенных заводов, школы и больницы. Но самое главное, что он насаждал благие идеи, основанные на возвышенных принципах христианской справедливости. В кругу богословов Голицын также был непререкаемым авторитетом, особенно после того, как написал нескольких ярких сочинений в русле полемики с протестантизмом. Его книга «A Defence of Catholic Principles in a Letter to a Protestant Minister» («Защита католических принципов в письме к протестантскому пастору»), впоследствии несколько раз издавалась и в Северной Америке, и в Ирландии. Мужественный, решительный, убежденный в своей правоте человек, Дмитрий Голицын четыре десятка лет фактически управлял этим краем. Кстати, священнику из России неоднократно предлагали принять епископский сан, но он отвергал эти предложения, продолжая служить сельским приходским священником. В городке, где сейчас живет немногим больше тысячи жителей, находится католический монастырь кармелиток, считающийся одним из самых закрытых в мире. И никто в Лоретто не забывает, благодаря кому все это появилось. Вскоре после смерти Голицына, в 1840 году, благодарные граждане назвали в его честь небольшой городок неподалеку от Лоретто, назвав его Галлицин (Gallitzin). Сам же священник причислен к «блаженным», к сонму слуг Божьих (Servant of God - одна из степеней беатификации в католичестве). Магистр богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Лопухин писал о нем, что «в своей деятельности князь Дмитрий Голицин встречал много препятствий и денежных затруднений, возникших вследствие невозможности уплатить за обширную площадь земли, купленную им в ожидании получения своего родового наследства из России. Однако, своей настойчивостью и самоотречением он в значительной степени преодолевал эти затруднения».

Апостол Аллеганских гор: почему русского князя по сию пору почитают в американской Пенсильвании
© ТК «Звезда»