Войти в почту

Николай Подгузов: цифровизация "Почты России" - это не дань моде

- Какие необходимо предпринять меры, чтобы Россия стала весомым игроком на рынке электронной коммерции? - За последние годы рост электронной коммерции в России в среднем составлял 20% в год. При этом темпы роста обыкновенной торговли – около 6%. То есть e-commerce развивается втрое интенсивнее. Но даже эти темпы все равно недостаточны. На одного человека в России приходится 3,5 посылки в год, в других развитых странах – 15-20 посылок. Я считаю, что к 2025 году доля именно электронной коммерции в общем объеме торговли вполне может превысить 20% с текущих 2-3%. К этому надо быть готовым инфраструктурно. Должны появиться новые цифровые платформы и цифровые сервисы. «Почта России» здесь естественным образом позиционирует себя как национальный логистический оператор. Мы планируем эту роль закрепить внедрением новой цифровой логистической системы - для нас это основная цель в развитии. - Ранее вы говорили, что цифровизация найдет свое отражение в обновленной стратегии "Почты России". - Стратегия с элементами цифровизации в настоящий момент находится на стадии активной разработки. Уже к концу месяца мы планируем иметь солидный проект, который вместе с Министерством цифрового развития мы представим Правительству. Для Почты России цифровизация процессов, их полный реинжениринг с помощью цифровых технологий – это не дань моде, а вопросы эффективной работы, экономической отдачи и выживаемости в условиях очень непростой конкурентной среды. - А сейчас идет работа по цифровизации процессов? - Один из масштабных процессов – это цифровая трансформация сети почтовых отделений: внедрение новых информационных технологий управления сетью; вопросы, связанные с геомаркетингом; вопросы, связанные с прогнозированием потоков корреспонденции и посылок таким образом, чтобы адаптировать те ресурсы, которыми мы располагаем. Все это в комплексе должно серьезно повысить отдачу от нашей деятельности. - Будет ли как-то меняться финансирование проектов? Сколько Вы планируете потратить денег на цифровизацию? На создание трехуровневой логистической системы, где цифровые процессы также будут преобладать, мы планируем потратить не менее 30 миллиардов рублей за несколько лет. Так, создание одного логистического почтового центра высокого уровня стоит где-то около 4-5 миллиардов рублей. Соответственно, центров меньшего уровня – 1-2 миллиарда рублей. Третьего уровня – около 500 миллионов рублей. - А если говорить непосредственно про IT-проекты? Что касается инвестиций в IT-системы, здесь также требуются миллиарды рублей. Каждый проект по цифровизации, их у нас порядка десяти, стоит 300-400 миллионов рублей. В это входит IT-обеспечение, тестирование и распространение на всю сеть. В качестве примера можно привести проект по геомаркетингу. Он обойдется примерно в 200-300 млн рублей, в зависимости от конфигурации системы, от уровня потенциального подрядчика. Сейчас мы формируем конкурс. Другой пример - проект по правильному учету товарно-материальных ценностей в компании. Все системы будут интегрированы в единую цифровую аналитическую платформу «Почты России». С ее помощью можно будет понимать, как работает каждое отделение почтовой связи в конкретный момент времени: сколько операций было произведено, какая была продолжительность этих операций и насколько время отклоняется от среднего показателя. В этой системе сразу будет видно, какие отделения попадают в красную зону по тому или иному показателю. На основании этих данных мы будем принимать решения о необходимости изменений. - Вы планировали протестировать технологию по распознаванию лиц клиентов при входе в отделение. Что-то конкретное уже в этом направлении сделано? - Мы тестируем данную технологию в нескольких десятках почтовых отделений, но пока пилотируем распознавание лиц только своих сотрудников. В текущем году мы планируем начать использование данной технологии для работы с клиентами. Внедрение технологии позволит ускорить обслуживание клиентов с соблюдением всех ограничений по защите персональных данных. В частности, мы будем распознавать лица клиентов, которые дали нам свое согласие на обработку их данных, при их входе в почтовое отделение. Это позволит подготовить почтовые отправления к моментальной выдаче, не дожидаясь момента обращения клиента к оператору. Распознавание одного лица занимает от нескольких долей секунды до 2 секунд при приглушенном освещении. При потоковом сканировании система позволяет с одной фотографии распознавать до 20 лиц. - "Почта России" планировала подготовить IT-платформу для автоматического взимания пошлин и провести ее тестирование. Готова ли эта платформа? Кто будет участвовать в тестировании? Когда оно пройдет? Когда платформа может быть запущена в полноценную эксплуатацию? - Совместно с ФТС России мы готовимся к запуску совместного эксперимента по автоматическому взиманию пошлин с отправлений, чья стоимость превышает беспошлинный лимит. Его запуск запланирован после того, как будет принят соответствующий приказ Министерства финансов. В качестве пилотной торговой площадки выступит одна из крупных торговых площадок. Ведомства и пилотная торговая площадка заранее подготовились к старту эксперимента. К 15 мая было доработано программное обеспечение всех участников, включая электронный обмен данными, платежный функционал и автоматическое принятие таможенных решений по международным почтовым отправлениям от торговой площадки. Эксперимент будет проходить в отношении товаров, стоимость которых превышает лимит беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа. Клиенту не придется тратить время на оплату пошлины в отделении почтовой связи, он сможет сделать это онлайн при оформлении заказа на площадке. Реализация эксперимента позволит сократить время обслуживания клиентов в отделениях почтовой связи. Мы рассчитываем, что введение упрощенной процедуры взимания пошлин сделает процесс приобретения товаров в иностранных интернет-магазинах для наших клиентов максимально комфортным. - Несмотря на активное проникновение высоких технологий во все сферы, транспортная инфраструктура – одна из фундаментальных вещей для "Почты России". Как будет продолжаться ее развитие? - В первую очередь, почтовые поезда - это то, что нам необходимо. В нашем парке около 800 собственных вагонов. Нам необходимо как минимум 100 вагонов в этом году обновить. Мы это будем делать в плановом режиме. Что касается самолетов, то сейчас мы вышли на достаточно высокий уровень загрузки наших бортов и уже отладили все логистические маршруты. Наши самолеты, конечно, оказывают очень серьезную поддержку, особенно в пиковые периоды. В то же время решения о расширении собственного авиапарка мы пока не приняли. Это серьезное решение с точки зрения инвестиций, с точки зрения обслуживания этого проекта. Пока мы сосредоточены больше на обновлении инфраструктуры логистики и цифровизации сети. Беседовали Лана Самарина и Анастасия Крутень

Николай Подгузов: цифровизация "Почты России" - это не дань моде
© ТАСС