Войти в почту

15 лет безопасного мореплавания

В последней гордости «Рос­морпорта» — отстроенном морском порту Сабетта завершилось возведение уникальных во всём мире ледозащитных сооружений. На подходе - системы обеспечения безопасности. Предприятие поделилось итогами своей 15­летней работы и планами на будущее. В конце 2017 года Президент Российской Федерации Владимир ­Путин дал старт загрузке первого танкера­газовоза на заводе «Ямал СПГ» в районе посёлка Сабетта на полуострове Ямал. Это стало возможно благодаря реализации грандиозного проекта «Росморпорта» - строительства морского порта Сабетта. Сейчас в рамках реализации проекта завершается строительство систем обеспечения безопасности мореплавания, включающих в себя береговые радиостанции морских районов А1 и А2 ГМССБ, береговую станцию службы ­НАВТЕКС. Контрольно­корректирующая станция ГНСС ГЛОНАСС/GPS и СУДС Сабетта уже работают в опытной эксплуатации. Защиту акватории порта от ледовых заторов и волн обеспечивают уникальные Северо­западное и Юго­восточное ледозащитные сооружения, строительство которых уже завершено. Они рассчитаны на восприятие нагрузки ото льда до 220 тонн на квадратный метр. Подобных сооружений в мире нет. Ведущие научно­исследовательские институты страны проводили исследования и моделирования различных вариантов строительства в ледовом бассейне. Корневая часть Юго­восточного ледозащитного сооружения и сформированный внутри неё искусственный земельный участок площадью 14,75 гектара введены в эксплуатацию. Кроме того, заработали расположенные на нём объекты технологической эстакады ОАО «Ямал СПГ», которые обеспечивают отгрузку сырья в танкеры­газовозы. Строительство порта Сабетта началось в 2012 году. Все работы велись с нуля в арктической климатической зоне. Дноуглубительные работы можно было вести только в короткий период летней навигации. За шесть навигаций было извлечено около 70 миллионов кубических метров грунта. В результате в Сабетте были сформированы морской канал длиной 49 километров, подходной канал длиной 6 километров и акватория порта площадью 138 гектаров. Достигнутые глубины позволяют круглогодично заходить в порт 300­метровым танкерам­газовозам. Лоцманские проводки судов в порту осуществляются ледовыми лоцманами Архангельского филиала «Рос­морпорта». Проекты, реализуемые с участием «Росморпорта», направлены на обеспечение потребностей российской экономики и внешней торговли, перевалки грузов и пассажирских перевозок в морских портах, на рост мощности портов и повышение их конкурентоспособности, а также реализацию транзитного потенциала страны». Кроме лоцманских проводок непосредственно в порту Сабетта «Росморпорт» оказывает квалифицированные услуги по ледовой лоцманской проводке судов­газовозов по всему Северному морскому пути с последующей швартовкой их в морском порту. Проводки осуществляются в сложных погодных условиях, в том числе в полярную ночь, в арктических морях с установившимся и нарастающим ледовым покровом, при дрейфующих ледяных полях со значительной торосистостью. ФГУП «Росморпорт» строит объекты федеральной собственности, к которым относятся морской и подходной каналы, акватория порта, ледозащитные сооружения, система обеспечения безо­пасности мореплавания, система навигационного оборудования, административные и технические здания. Главная цель проекта — создание альтернативного судоходного пути непосредственно от места добычи и переработки природного газа Южно­Тамбейского месторождения с выходом на Северный морской путь для доставки сжиженного природного газа торговым партнёрам Европы и Азии. Юбилейные итоги и новые цели В 2018 году государственная компания «Росморпорт» отмечает 15­летний юбилей. Федеральное унитарное предприятие было создано в 2003 году для совершенствования системы госуправления в морских портах России, обеспечения безопасности мореплавания в акваториях морских портов и эффективной эксплуатации федерального имущества. Сегодня «Росморпорт» — безусловный лидер отрасли, осуществляющий свою деятельность в 65 морских портах, расположенных в 24 субъектах РФ. Он - крупнейший в России титульный владелец объектов прибрежно­портовой инфраструктуры. Более восьми тысяч работников трудятся в центральном аппарате и 15 филиалах предприятия. В настоящее время в рамках Долго­срочной программы развития ФГУП «Рос­морпорт» (2017-2020 годы) запланировано к реализации более 60 проектов развития портовой инфраструктуры с участием предприятия. За 15 лет деятельности одной из главных задач ФГУП «Росморпорт» стало активное развитие морской портовой инфраструктуры. Предприятие реализовало десятки инвестиционных проектов развития морских портов России, обеспечивающих рост портового сегмента экономики. Значительное число мероприятий было направлено на комплексное развитие транспортных узлов, где, помимо строительства перегрузочных комплексов, обустроены железнодорожные и автомобильные подходы к портам. При непосредственном участии предприятия на морской карте России появились новые порты - Усть­Луга на Балтике, Оля на Кас­пийском море, Сабетта в Обской губе на полуострове Ямал.

15 лет безопасного мореплавания
© Парламентская газета