Войти в почту

Технологический прорыв и пространственное развитие страны

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ Ускорить рост экономики может только радикальный технологический прорыв «Мы видим и в послании Федеральному Собранию, и в майских указах (Президента — ред.) необходимость резкого движения вперед. То, что мы должны получить в экономике не 1–2, а 5–7% и что это может быть только за счет быстрого внедрения науки и технологий в нашу экономику. И эти 5–7% мы должны обеспечить в условиях, когда окружающие нас государства тоже быстро развиваются и обеспечивают свои задачи за счет науки и технологий. Это первый момент. Второй момент — это признание того, что у нас дела в науке и технологиях обстоят не очень хорошо и ситуация пока не улучшается. Поэтому нужен радикальный технологический прорыв», — Александр Сергеев, президент Российской академии наук (РАН). «Чтобы выйти на иной уровень в экономике и науке, нужен научный прорыв Но прежде чем переходить к прорыву, нужно поставить задачу», — Роман Королев, начальник отдела Института теоретической и математической физики российского Федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики. «Мы сегодня делам ставку на концентрацию молодежного капитала чтобы он мог включаться в те вызовы, который стоят сегодня перед нашими компаниями», — Андрей Антонов, заместитель губернатора Томской области по экономике. Амбициозные цели требуют развития человеческого капитала и улучшения качества жизни «Для нас важен высокий уровень жизни Мы предлагаем создать новую модель управления территорией, скоординировав усилия многих субъектов, которые сегодня действуют на нашей территории. Отсюда родилась инициатива разработки модели "Академгородок-2" — с высокой концентрацией науки и внедренческого потенциала», — Андрей Травников, врио губернатора Новосибирской области. «Люди — это основное, что будет двигать страну при реализации тех целей, которые поставил Президент», — Кирилл Бабаев, управляющий партнер по России и СНГ, Kreab AB. Нет единого инструмента, который позволит осуществить технологический прорыв «Мы очень внимательно должны следить за сохранением баланса всех инструментов. Нет такого инструмента, который позволит решить все вопросы», — Андрей Фурсенко, помощник Президента РФ. ПРОБЛЕМЫ Неравномерность экономического развития страны «Большая территория нашей страны — это большой вызов, но и огромные возможности для того, чтобы получить совершенно новое качество: и качество экономического развития, и качество уровня жизни населения», — Михаил Котюков, министр науки и высшего образования РФ. «С 2013 по 2017 год распределение (научных) патентов по стране не очень изменилось Причем на первые пять регионов приходится 50% патентов», — Екатерина Шапочка, управляющий директор аналитического центра «Форум». «Перед Германией несколько лет назад стояла задача сделать одну территорию из двух государств в том числе и в научной сфере. Прошло 26 лет, и только сейчас можно говорить о том, что научно-образовательное пространство едино Это такие временные горизонты», — Елена Еременко, руководитель московского офиса Ассоциации Гельмгольца. РЕШЕНИЯ Необходимость перестройки всей системы образования и науки «Резкое обострение общей ситуации заставляет нас перестраиваться и думать по-другому В этом смысле обостряется наша конкурентная черта — способность к творческой деятельности Прорыв — это концентратор всего остального. Он связан с над- и междисциплинарным, с конвергенцией. А это подразумевает существенную перестройку всей науки и образования. Та страна, которая первая это поймет и сумеет это сделать, и выиграет всю партию», — Михаил Ковальчук, президент национального исследовательского центра «Курчатовский институт». «Наверное, нужно придать новое значение слову "кампус", вокруг него можно создать огромное количество развития новых программ и тех территорий, на которых они будут располагаться», — Елена Шмелева, руководитель фонда «Талант и успех», член Совета при президенте по науке и образованию. Ориентация системы образования на достижение поставленных целей «Для нас важно, какое место Россия занимает в мировом пространстве, в том числе на интеллекуальной карте мира. Сегодня мы в каком-то смысле опять находимся на стартовой позиции. И если мы ее правильно определим, у нас есть абсолютно реальный шанс», — Андрей Фурсенко. «В университетах сосредоточено сочетание опыта и молодости, и именно здесь можно создавать технологические прорывы», — Владимир Княгинин, председатель правления Фонда «ЦСР «Северо-Запад»; вице-президент Фонда «ЦСР». Создание крупных научных центров в регионах «Строительство нескольких крупных центров на территории Российской Федерации создаст базу для научного прорыва. Для технологического прорыва нужна децентрализация. Сейчас пропорция между федеральными и региональными вложениями не та, которая нужна», — Григорий Березкин, председатель совета директоров группы ECN. Развитие коммуникаций «Транспортные коммуникации и развитие экономики — два взаимосвязанных процесса Одна из задач — развитие транспортных коммуникаций в Сибири и на Дальнем Востоке», — Михаил Погосян, ректор Московского авиационного института (государственного технического университета). Развитие цифровых технологий «Сегодня нефтегазовая отрасль динамично осваивает портфель заказов в данной области», — Константин Прядилов, руководитель буровых проектов ООО «Научно-технический центр «Газпромнефть».