«Перебили пушного зверя, и началась оспа». Как осваивали заполярье

Российский северный форпост Хранитель музея истории архитектуры Сибири Сергей Филонов не один год посвятил изучению сибирского народного зодчества. Зашиверск, по его мнению, одна из самых интересных и загадочных страниц истории Сибири. Русскими казаками в 1638 году – 380 лет назад – были основаны два небольших острожка: Уяндинский – в устье реки Уяндины, и Олюбенский – в низовьях Индигирки. На следующий год отряд казака Посника Иванова вышел на берег Индигирки ниже порогов (шивер) и 11 октября того же года соорудил зимовье. Позже здесь построили деревянную крепость – острог, и Зашиверск в XVII веке стал самым северным российским форпостом. В начале XVIII века город получил развитие за счёт торговли. Население составляло порядка 150 человек – казаки, купцы, ремесленники. Русские перемешались с местным населением – якутами, эвенами, юкагирами. Два раза в год в городе устраивали ярмарку. Русские купцы продавали железные изделия, ткани, табак и сахар. Из Якутии они увозили шкурки соболей, колонков, бивни моржей. Однако городу был уготован трагический конец. В 1880-х годах Зашиверск полностью вымер от чёрной оспы. В конце 1920-х годов пришедшие на север советские комиссары застали на месте Зашиверска двух людей, якутов по национальности, живших в амбаре. Это были рыбак Митрей Слепцов и его младшая сестра Евдокия Слепцова, которые называли себя последними жителями древнего города. Спустя несколько лет Слепцов умер. Но перед смертью успел рассказать свою версию гибели Зашиверска. Перед тем как начался мор, на деревьях целую неделю сидели две девы в белом. Это были духи оспы. Эпидемии могло не быть, так как духи жалели горожан, среди которых было много детей и молодёжи. Но проезжавший мимо тунгусский князец обидел дев, назвав их женщинами с пониженной социальной ответственностью. И эпидемия разразилась. Якуты связывали пришествие оспы – «бабушки», как они её называли, в начале XIX века с «нечистой силой», которая отплатила таким образом людям за истребление промыслового зверя. Сгубила жадность? Для науки один из самых древних сибирских городов открыл историк архитектуры Евгений Ащепков вместе с другими учёными СО АН СССР во время экспедиции в Якутию в 1969–1970 гг. Он обмерил и зарисовал остатки зашиверской церкви и крепости. Спасскую церковь с колокольней построил в 1700 году местный плотник Андрей Хабаров из лиственничных брёвен, доставленных, скорее всего, с верховьев Индигирки. В первой половине XX века в церкви ещё были выцветшие и облупленные иконы древнего письма. Филологи, бывшие в составе экспедиции, записали легенду якутского или тунгусского происхождения. Однажды во время ярмарки шаман увидел заражённый недугом сундук с сокровищами и приказал бросить его в прорубь, но жадный священник ему воспротивился, и, когда сундук открыли – люди бросились и разобрали все лежавшие в нём вещи. А на следующий день город был охвачен чёрной оспой. Погибли все, вместе со священником, выжила лишь маленькая девочка Тарабукина, которая дожила до 105 лет и умерла в 1913 году. В языке русскоустьинцев для обозначения оспы сохранилось выражение «зашиверская погань». Сохранилась информация о том, что двое участников экспедиции 1969–1970 гг. – профессор Иван Маковецкий и кинооператор Олег Максимов – были инфицированы вирусом оспы и погибли. Валерий Свиридов.