Председатели региональных организаций профсоюза работников образования Сибири и Дальнего Востока собрались во Владивостоке
Они провели семинар-совещание. О проблемах с оплатой труда педагогов в разных регионах, современных формах работы профорганизаций, методах увеличения профсоюзного членства, плюсах и минусах централизованной бухгалтерии говорили председатели региональных организаций профсоюза работников образования Сибирского и Дальневосточного федеральных округов на семинаре-совещании во Владивостоке, передает пресс-служба Федерации профсоюзов Приморского края. Семинар собрал представителей 17 территорий двух регионов. Дальний Восток собрался в полном составе, за исключением Якутии. Сибирь представляли профсоюзы работников образования Алтая, Бурятии, Забайкалья, Хакасии, Тывы, Красноярской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей. — Дальний Восток и Сибирь — соседи, и проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, территориальные отраслевые профобъединения похожи. Важно понимать, как их решают наши профсоюзные товарищи. Каждый из участников встречи взял на заметку те или иные «фишки» и будет пытаться внедрить у себя в объединении. Мне, например, понравилась практика по централизации финансового обслуживания членских организаций. Мы тоже начали двигаться в этом направлении, и было полезно узнать о подводных камнях этого пути, выслушать доводы сторонников и противников централизации, — сказала лидер Приморской краевой организации профсоюза работников образования Ирина Мариш. О переходе на централизованный бухучет рассказал председатель Алтайской республиканской организации профсоюза работников образования Юрий Тишков. — Нехватка освобожденных председателей и бухгалтеров в наших первичках на фоне ужесточения требований к бухучету стала приводить к ошибкам и, соответственно, штрафам. Рациональному использованию финансовых средств тоже нужно учиться, поскольку финансовая база профсоюза – залог его силы и боевитости. Поэтому мы предложили нашим первичкам в экспериментальном порядке перейти на централизованное финансовое обслуживание. Подготовительная работа заняла у нас более года, мы подробно разъясняли преимущества этого шага, и в целом профактив воспринял его положительно. В результате эксперимента у нас появились средства на содержание освобожденных работников, обслуживание служебного транспорта, обучение педагогов, конкурсы профмастерства с материальным вознаграждением, увеличение подписки на профсоюзные издания, — поделился Юрий Тишков. Лидер Алтайской краевой организации профсоюза работников Юрий Абдуллаев рассказал о структурно-финансовых преобразованиях, которые помогают отраслевому объединению работать эффективнее. Это в том числе и присоединение мелких профорганизаций к более крупным и сильным, и замыкание нескольких районных организаций на одного профессионального бухгалтера. Это отвечает генеральной линии ФНПР — укрупнению организаций и централизации членских взносов, что позволяет не распылять средства на мелкие выплаты, а направлять их на более важные вещи, которые будут способствовать отстаиванию интересов и социальных гарантий педагогов, росту зарплат в отрасли. Тем более что большинство работников образования сегодня хоть и высказываются резко о своем положении, но на деле не готовы к коллективным акциям протеста и надеются на положительный эффект от переговорных процессов, которые ведут их лидеры с социальными партнерами. Однако есть и другие мнения на этот счет. — Вот уже пять месяцев отдельные категории учителей получают зарплаты, равные зарплатам технического персонала, и проблема никак не решается. Наша профорганизация сделала массу обращений, и не только в органы местной власти (губернатору, например, расчетки зарплат отдали лично в руки), но и в правительство, Президенту России. Совместно с управлением образования Владивостока мы разработали два варианта оплаты труда, которые устроили бы наших педагогов. При этом понимаем, что денег в крае нет, и не стоит надеяться на чудо. Но всем вместе нам нужно тормошить федеральные власти и показывать масштаб и глубину проблемы, иначе в сентябре педагоги начнут новый учебный год с забастовок, — считает председатель Владивостокской городской профорганизации Людмила Карамова. Коллеги с других территорий приводили свои примеры. — Все чаще слышу вопрос: «Смысл нам работать педагогами, если наш труд обесценен? – говорит Тамара Козыренко, представляющая Хабаровский край. Она привела в пример ситуацию в Охотске, где работники образования возмущены низкими зарплатами — без районных коэффициентов и дальневосточных надбавок они не дотягивают до МРОТ. Затронули на совещании и спорную тему о том, на кого должны распространяться гарантии и льготы, прописанные в коллективных договорах, — на всех работников или только на членов профсоюзов. Дебаты по этому поводу не утихают который год. Лидер профсоюзов России Михаил Шмаков дал однозначный ответ — на всех. Но профорганизации ищут и находят рычаги и ресурсы для дополнительной мотивации профсоюзного членства. Председатель Томской областной организации профсоюза работников образования Николай Глушко рассказал о попытке профкома одного из университетов области распространить действие девяти значимых пунктов колдоговора исключительно на членов профсоюза. — Как еще бороться с пресловутой халявой, когда члены трудовых коллективов экономят 1% зарплаты на профвзносы, но не стесняются при этом получать все льготы и гарантии, которые выбивает профсоюз? — объясняет он позицию профкома вуза. Самый эффективный сегодня путь – добиваться от работодателей подписания дополнительных соглашений, прописывающих соцгарантии исключительно для членов профсоюзов. И чем выше профохват в организации, тем проще профсоюзу настоять на принятии таких документов. О необходимости наращивать профсоюзное членство говорила и председатель Хакасской республиканской организации профсоюза работников образования Любовь Барабанова: — Если мы будем терять людей — будем терять позиции, и перестанем быть организацией, с которой сегодня вынуждены считаться власти. Организацией, которая влияет на принятие решений. Профсоюзы сегодня строят отношения с властью и работодателями на принципах социального партнерства. У нас, например, заключены соглашения со всеми службами и ведомствами, с которыми работаем, — государственной инспекцией труда, прокуратурой, комитетом совета по культуре, образованию и науке, советом ректоров Хакасско-Тувинского района и т.д. Все эти документы координируют и организуют работу профсоюзов. Важно, чтобы они не были формальными, а работали. Отслеживая их исполнение, мы и сами себя дисциплинируем, и наших социальных партнеров. Председатель Новосибирской областной организации профсоюза работников образования Светлана Сутягина поделилась опытом работы с молодежью. — Чтобы привлекать молодых активистов в свои ряды, быть им интересными, мы должны говорить на одном языке и использовать прогрессивные методы и формы работы, в том числе коворкинг, квесты и другие современные инструменты и площадки. Так, например, уже не первый год мы продвигаем профсоюзные ценности и идеологию социального партнерства на международной ярмарке социально-педагогических инноваций, — сказала она. Участники семинара сошлись во мнении, что нужно продолжать переговорный процесс с властями регионов, а для того чтобы это делать на равных — поднимать свой уровень, учиться, совершенствовать необходимые навыки. По итогам совещания готовится резолюция, которая будет направлена в Центральный Совет отраслевого профсоюза и доведена до сведения региональных и федеральных властей.