Страховая выплатила 800 млн руб., но клиент «остался с носом». Что происходит с ОСАГО?
В городе уже несколько лет бушует «эпидемия»: попавших в ДТП автовладельцев убеждают подписать кабальный договор и потом обводят вокруг пальца. Как функционирует новый теневой рынок? Около пяти лет назад в Екатеринбурге начали появляться организации, настойчиво предлагающие автовладельцам, попавшим в ДТП, правовую поддержку в решении вопросов со страховыми компаниями по возмещению ущерба в рамках ОСАГО. Казалось бы, полезный сервис — вам не нужно тратить собственное время и нервы на заполнение бумажек, хождение по кабинетам, да и плата за содействие приемлемая — около 15 тыс. руб. К тому же в перспективе полученные от страховщика деньги должны компенсировать расходы. Однако, став клиентом такой компании, человек, по сути, полностью отстраняется от ситуации (и утрачивает над ней контроль), а потом с удивлением узнает, что получил лишь треть, четверть, а то и шестую часть выплаченных по страховке денег, львиная же доля досталась представлявшим его интересы «помощникам». При этом налог в казну ему придется заплатить со всей суммы. Как нечистоплотные на руку, но ловкие и находчивые люди зарабатывают сотни тысяч рублей на попавших в ДТП, вгоняют их в долги и ежегодно «выносят» с рынка страхования миллионы, формально не нарушая закон, обсудили руководители крупнейших страховых компаний в рамках дискуссионного клуба ДК. Такие посредники мастерски манипулируют психологическим состоянием попавших в аварию и создают иллюзию проблемы в получении выплаты по полису ОСАГО, — считает Наталья Вагина, директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Екатеринбурге. «Они с самого начала вводят людей в заблуждение, убеждая в бессмысленности прямого обращения в страховую компанию: «вам ничего не выплатят», «выплатят заведомо мало», «страховщик затянет процесс урегулирования убытка». Они навязывают свои услуги в решении проблемы, которая — на секундочку! — еще не возникла, и всеми правдами и неправдами побуждают заключить договор, расторжение которого чревато огромными штрафами. Кроме того, юристы просят подписать доверенность с правом получения денежных средств от страховой компании — и человек оказывается в мышеловке. Зачастую люди узнают о размере выплаты, лишь получив уведомление из налоговой инспекции». О применении «посредниками» откровенно мошеннических приемов рассказал Иван Косьмин, заместитель генерального директора - директор филиала СПАО «РЕСО-Гарантия»: — Система ОСАГО усовершенствовалась, появилась единая методика выплаты, которой придерживаются все страховые компании. Поэтому к кому бы ни обратился автовладелец, особой разницы в сумме не будет. Срок перечисления денег строго регламентирован законом — и вряд ли найдется страховщик, который решится его нарушить или безосновательно отказать в выплате. Мы находимся под пристальным взором регулятора и прекрасно понимаем: не заплатишь вовремя, в дальнейшем заплатишь со штрафами, если же клиент обратится в суд, понесешь дополнительные расходы. Страховым компаниям это не нужно. Недобросовестные автоюристы пытаются заработать на посреднических услугах, совершая откровенно мошеннические действия: нам отправляли конверты с пустыми листами вместо документов, подсовывали фальшивые договоры с клиентами, вызывали на осмотр автомобиля в чистое поле, где стояло одно дерево. Все это делается для того, чтобы страховая компания не выполнила обязательства перед клиентами в предусмотренный законом срок, и у «автоюристов» возникло основание для обращения в суд от лица клиента. В результате страховые дополнительно платят огромные суммы, ну, а дальше посредники обманывают клиентов. Это теневой бизнес, где все работает, как часы Компаний, оказывающих подобную «правовую поддержку», в Екатеринбурге достаточно, они действуют быстро и слаженно. Сегодня попавший в ДТП автовладелец практически обречен на встречу с ними. По словам Евгения Шашкова, директора филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Свердловской области, на этом «рынке» присутствуют игроки разных масштабов — как крупные, так и «мелкая сошка». «Мы обращаем внимание на 4-6 сообществ. Мы прекрасно знаем эти группировки, поскольку сталкивались с ними в других регионах. Поработав в одной области, они начинают «масштабировать бизнес» на другие территории. Методы и приемы у них отработаны. Получить информацию о ДТП сегодня нетрудно: можно использовать сервисы дорожного трафика, показывающие, где произошла авария, и радиочастоты ГИБДД. Нередко «посредники» прибывают на место происшествия раньше наряда Госавтоинспекции. Когда к человеку, который после аварии находится в состоянии аффекта, подъезжает аварийный комиссар на красивой машине, с рулеткой и в спецодежде — все внешние атрибуты налицо — и предлагает заполнить документы, он попросту теряется». «Автоюристы» ищут клиентов поблизости от страховых компаний и даже ГИБДД. Внешне и по манере общения посредник может абсолютно не соответствовать распространенному образу юриста — человека в пиджаке, галстуке и с образованием. Тем не менее, люди «ведутся» на их предложения. Очевидно, этому способствует психологическая обработка и состояние аффекта, — отметил Иван Косьмин. — Кроме того, все наслышаны об уровне бюрократизма в государственных органах, и когда в ГИБДД подходит улыбающийся человек со словами «давайте я помогу вам оформить заявление», многие соглашаются. Важно отдавать себе отчет в том, что в процессе заполнения «помощник» получит информацию об автомобиле, примерное представление о сумме ущерба, ваши персональные данные и сможет раздавать их направо и налево». «Сотрудница нашей компании попала в ДТП и, подъехав к ГИБДД, сразу получила в руки отличного качества полиграфию с информацией о содействии в выколачивании выплаты от страховой компании. Затем ей любезно предложили помощь в заполнении заявления. На следующий день она получила звонок с предложением услуг, хотя никому не оставляла свои данные. В теневой бизнес, зарабатывающий на страховых компаниях и автовладельцах, вовлечено огромное количество людей, и эти группы прекрасно организованы», — резюмировала г-жа Вагина. Гонорар недобросовестным юристам платит каждый владелец авто Чем может обернуться договор с недобросовестным автоюристом, участники дискуссии знают не понаслышке — у каждого есть десятки примеров из жизни клиентов. «Разные люди, разные ситуации, детали и суммы, но результат всегда один: человек оказывается обманутым, он теряет деньги, время, в некоторых случаях надолго становится заложником неприятной ситуации, — делится Марс Арсланов, директор филиала СК «ЮЖУРАЛ-АСКО». Мы получили письмо от женщины, проживающей в ХМАО, с просьбой предоставить справку о сумме произведенной выплаты. Выяснилось, что она попала в ДТП в Екатеринбурге, выдала доверенность для урегулирования ситуации, спокойно уехала домой. Она намеревалась баллотироваться в местные органы власти, обратилась в налоговую инспекцию за справкой и с ужасом узнала, что должна заплатить налог не с пятидесяти тысяч рублей, перечисленных на ее счет посредником, а с восьмисот тысяч, которые он получил от страховой». Иван Косьмин: — Одного клиента не устроила выплаченная по ОСАГО сумма в 40 тыс. руб. и он обратился к «посреднику», предоставив ему персональные данные и доверенность, в которой была указана возможность открытия счета в банке и получения денег на карту. Суд обязал нашу компанию выплатить еще 35 тыс. руб. Но на каком-то этапе была допущена ошибка, и с нас взыскали 350 тыс. руб. «Посредник» не преминул ею воспользоваться и быстро обналичил деньги через карту. Заметив ошибку, мы через суд выставили клиенту требование о возвращении средств, и ему пришлось их компенсировать из своего кармана. Важно, что пока «автоюристы» будут воевать со страховой компанией в суде, пытаясь под разными предлогами увеличить сумму возмещения, уже понесший ущерб в результате аварии клиент будет только платить — за услуги посредника, экспертизу и нотариальную доверенность. Процесс растянется на месяцы, а материальную выгоду из ситуации извлечет только «помощник». Наталия Моисеенко, директор филиала ОАО «Альфа страхование» в Екатеринбурге, акцентировала внимание еще на одной проблеме рынка ОСАГО: мошенники начинают заниматься не только «урегулированием убытков», но и продавать полисы ОСАГО онлайн, точнее, ничего не стоящие бумажки под видом полисов. Люди «попадаются на удочку» мошенников, использующих инструменты интернет-маркетинга (в частности, рассылку) и предлагающих оформить полис ОСАГО со скидкой. Мошенники заводят в систему страховой компании сведения о владельце и авто, искажая данные о мощности двигателя, месте прописки собственника таким образом, чтобы снизить стоимость страховки. Далее, получив маску полиса, при помощи графического редактора они вносят корректные сведения и предоставляют «документ» ничего не подозревающему клиенту. При страховом событии автовладелец не получит по нему от страховщика ни копейки. «В Екатеринбурге такие случаи пока единичны, а в Кургане мы выявили около 2 тыс. фальшивых полисов. Причем их «выписывали» в разных регионах, — отметила Наталия Моисеенко. — Конечно, мы расторгаем их без возврата премии, поскольку указанная информация не соответствует действительности. В результате клиенты теряют деньги дважды: купив фальшивку и в случае ДТП». Участники дискуссии признали: ежегодно из-за действий недобросовестных автоюристов и мошенников страховые компании теряют сотни миллионов рублей. По оценкам игроков рынка, дополнительные траты в виде судебных издержек, пени и штрафов составляют от 50 до 100% от реальных сумм ущерба. «Это Клондайк, теневой бизнес, участники которого зарабатывают огромные деньги, но до клиентов эти деньги не доходят», — подчеркнула Наталья Вагина. При этом платить за противоправные действия в итоге приходится всем автовладельцам. Наталия Моисеенко: — Страховые компании не зарабатывают на ОСАГО. Интернет-продажи, которые активно развиваются сегодня, генерируют большой убыток. Среди клиентов распространено заблуждение, что мы, страховщики, получаем гигантские деньги, а платим очень мало. Но мы формируем резервы для будущих убытков, а судебные расходы нередко обходятся нам дороже самого возмещения по страховке. Чтобы сохранить баланс, компаниям приходится повышать тарифы. В результате добросовестные клиенты платят за полис больше, чем могли бы. От действий недобросовестных автоюристов и мошенников страдают все — и страховые, и автовладельцы, — подтверждает Наталья Вагина. — Если очистить рынок от их влияния, текущих тарифов с учетом частотности страховых случаев и сумм убытков будет хватать. Пока же мы платим мошенникам миллиарды — по разным оценкам, до 80% всех судебных взысканий оседают в их карманах. Мы ожидаем либерализации ОСАГО и установления справедливых тарифов для автовладельцев». «Лекарство» от мошенников — посадки и здравый смысл «Эпидемию» мошенничества, связанного с ОСАГО, ранее пережила Челябинская область. По словам Марса Арсланова, чтобы ее остановить, потребовалось несколько лет разъяснительной работы с автовладельцами и органами власти. «Наряду со страховыми компаниями к противодействию недобросовестным автоюристам в регионе подключились СМИ, правоохранительные и налоговые органы. В результате работавшие там группировки переместились в Екатеринбург, а сейчас они осваивают Тюмень». «В Челябинске власти, правоохранительные органы взялись за эту проблему и начали ее решать путем возбуждения дел, судов и приговоров, — подчеркнул Иван Косьмин. — В Екатеринбурге пока никого не смущает, что интересы клиентов в делах по ОСАГО неизменно представляет одна из пяти-шести организаций, названия которых уже у всех на слуху. Суды завалены нашими делами. Мы, представители крупнейших страховых компаний, пытаемся противостоять мошенникам, но без поддержки со стороны правоохранительных органов и региональных властей ситуация не изменится». Коллегу поддержал Евгений Шашков: — Необходимо более плотное взаимодействие с правоохранительными органами. Однако по своему филиалу я вижу, что за последние полгода появилась позитивная динамика. Нашим проблемам начало уделять внимание не только МВД, но и ФСБ, возбуждено девять уголовных дел. Конечно, девять из тысячи — это капля в море. Чтобы остановить «эпидемию», нужны другие цифры. Сами страховщики пытаются предотвратить обращение клиентов к «посредникам» путем создания удобной для потребителей среды. Евгений Шашков: — Все страховые компании постарались максимально упростить процедуру подачи заявления о событии. Сегодня клиент может скачать приложение, подать заявление на урегулирование убытков, сфотографировав авто и зафиксировав точку геолокации. В рамках нашего региона многие предоставили возможность урегулировать страховой случай по ОСАГО с привлечением известных дилеров, выступающих в роли независимых экспертов. Такое развитие клиентского сервиса — это серьезный шаг навстречу потребителю. Переломить ситуацию, которая вредит всем — и страховщикам, и автовладельцам, поможет повышение правовой грамотности. «Не надо, руководствуясь эмоциями, подписывать договор, не надо выдавать доверенность первому встречному. Если страховщик не выполнит обязательства или вас не устроит сумма, в которую он оценит ущерб, вы в любой момент сможете обратиться к нормальному юристу. Срок исковой давности составляет три года. Этого времени достаточно для разрешения всех спорных моментов, — резюмировала Наталья Вагина. — В реальности ни один страховщик не стремится затягивать сроки и усложнять процедуру выплаты возмещения. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее урегулировать убыток и продолжить свою работу». Подготовила Виктория Говорковская Фото в тексте: Игорь Черепанов, ДК