Перемены на водном фронте. Кому помешали киоски по продаже воды

В последнее время СМИ и социальные сети уделяли много внимания переменам на строительном рынке Прикамья. Это отвлекло внимание общественности от по-настоящему важной темы – изменения правил игры на потребительском рынке, связанных с новой схемой размещения НТО, и в частности – киосков по продаже воды. Тема эта важна уже потому, что тело человека на 60-70% состоит из воды: мы есть то, что мы пьём. Борьба же властей с «водяными» киосками вызвала острое противостояние со стороны их владельцев. Почему? И как в целом обстоят дела в Перми со снабжением горожан питьевой водой? Мы не знаем, что бежит из кранов Проблема качества питьевой воды остро стоит в Перми уже не одно десятилетие. Ведь жидкость, которая бежит у нас из кранов, водой может называться только условно. Она годится лишь для технических целей. При этом попытки обеспечить жителей качественной питьевой водой власти предпринимали не раз, но безуспешно. Ещё во времена градоначальника Владимира Филя было принято решение о закупке швейцарской озонаторной установки Ozonia. Идея была такой: очистка и обеззараживание воды озоном позволят резко снизить в ней содержание хлора, ликвидировать запахи, снизить цветность и повысить вкусовые качества, уничтожить вирусную и бактериологическую среду. Вложили серьёзные деньги в валюте, но установка оказалась бесполезной. Причин тому много, но главная – запущенность и ужасающее состояние сетей, по которым подаётся вода в дома. На стенах этих труб – толща вредных наслоений. Ещё в 1994 году их вскрытие показало, что наросты составляли до 3 см, а сегодня можно только представить их толщину. Здесь всё: и соли тяжёлых металлов, и ржавчина, и добрая половина таблицы Менделеева. В 2005 году город передал функции по обеспечению жителей водой частной компании «Новогор-Прикамье». Ей отдали в долгосрочную аренду всё имущество и оборудование водоканала. Позже договор аренды изменили на договор концессии, но для самих горожан за 13 лет работы частника ничего не изменилось. Разве что тарифы за водоснабжение и канализацию. Они стабильно растут из года в год, при этом из кранов как текла ржавая, отдающая химическими запахами жижа, так и течёт. «Мы контролируем качество воды на соответствие санитарным нормам для централизованных систем питьевого водоснабжения – говорит пресс-секретарь краевого Роспотребнадзора Ольга Шутова. – Проверяем на Большекам­ском, Чусовском и Ново-Лядовском водозаборах, на каждом берём пробы в двух местах – перед очисткой и после неё, перед подачей в распределительную сеть. Также проверяем качество в местах водоразбора – на колонках и водонасосных станциях. Но этот мониторинг не является нашей обязанностью, мы проводим его по нашей инициативе. И пробы берём только раз в месяц. Что в итоге бежит из кранов – мы не знаем, поэтому рекомендуем воду перед употреблением всё-таки кипятить или использовать альтернативные источники воды. О том, что может оказаться в чайниках и кастрюлях, знают учёные. «Хлор, который в качестве реагента используют на водозаборах, избавляет воду только от бактерий и микробов, – говорит заведующий лабораторией научно-исследовательских и опытных конструкторских работ ПГНИУ Андрей Максимов. – Все органические вещества и тяжёлые металлы, если они были в реке, из которой брали воду, сохранятся. Если такую воду прокипятить, то хлор испарится, а соли жёсткости частично опустятся вниз в виде осадков. Часть солей жёсткости и тяжёлые металлы в воде остаются». Можно, конечно, долго рассуждать о том, почему «Новогор» не вкладывает серьёзные средства в модернизацию водного хозяйства Перми, ограничиваясь лишь текущими ремонтами и устранением аварий. Главная причина в том, что частная фирма по определению имеет главной целью извлечение прибыли. Всё остальное, включая здоровье пермяков, – за пределами её функционала. Для того чтобы всерьёз заняться реконструкцией, нужны не только большие деньги (по оценкам самих представителей «Новогора», – более 30 млрд рублей), но и политическая воля. Казалось одно время, что эта воля, наконец, появилась. Около десяти лет назад приняли федеральную целевую программу «Чистая вода» – именно для обеспечения населённых пунктов питьевой водой. Деньги на это выделяли из федерального бюджета, но сначала надо было разработать региональную программу. «В 2011 году мне предложили заняться разработкой этой региональной программы, – рассказывает профессор, директор инновационной компании «ЭкоКама» при ПГНИУ Владимир Аликин. – На тот момент мы уже предлагали принципиально новую технологию, которая позволяла из любой, даже самой грязной, сделать чистую питьевую воду. В основу программы заложили классическую бесхлорную технологию, которую используют в странах Европы. В ней в качестве реагента используют диоксид хлора, у которого молекула как у озона. С ним вода оставалась безопасной не сутки, как при обычном хлорировании, а семь дней. В 2012 году губернатором стал Виктор Басаргин, у которого не было особого интереса решать проблемы жителей региона. Так что федеральная программа «Чистая вода» для регионов внедрялась в 2011-2017 годы, но Пермский край её игнорировал». Таким образом, получается, что власти сами во многом способ­ствовали сегодняшней ситуации, когда точки, торгующие «питьевой» водой, разрослись как грибы после дождя. Потребность населения в чистой воде никуда не делась, и эту нишу, разумеется, заполнил бизнес. Вот только что за воду нам продают в этих точках? Нормам не соответствует Многие пермяки давно уже поняли, что при жизни они вряд ли дождутся от властей и частного оператора эффективного решения «водной» проблемы. Каждый спасается как может. Кто-то ставит системы фильтрации в квартире. Кто-то устанавливает такие системы на весь дом. Ещё одна альтернатива – бутилированная вода, которую продают в магазинах. Требования к ней высоки. Вода в бутылках должна быть не просто безопасной, но и обеспечивать организм человека необходимыми минеральными веществами. Расфасованная вода бывает высшей и первой категорий. Вода высшей категории должна быть добыта из родников или артезианских источников. Вода первой категории по санитарным нормам может быть взята даже из-под крана, но должна пройти тщательную очистку через фильтр. Но в 2014 году учёные кафедры динамической геологии и гидрогеологии Пермского госуниверситета (ПГНИУ) исследовали бутилированную воду нескольких пермских производителей: «Родник Прикамья», «Весёлый водовоз», «Новолядовская», «Богатырская», «Белогорский монастырь» и других. Оказалось, что ни один из проверенных образцов не соответствует санитарным требованиям, предъявляемым к воде, расфасованной в ёмкости. Во всех случаях нормативы качества и физиологической полноценности воды были либо выше нормы, либо ниже её. Эксперты проверили и воду, которую на розлив продают в киосках. В краевой столице три крупных производителя такой воды – коммерческие фирмы «Каскад», «Амтек» и «Серебряное озеро». Их вода стоит дешевле бутилированной, но и по качеству ей значительно уступает. Анализ показал, что вода в пробах загрязнена органическими веществами и санитарным нормам, которые Роспотребнадзор предъявляет к такой воде, не соответствует. Попросту говоря, в ряде случаев мы покупаем в таких киосках ту же самую водопроводную воду, только предварительно очищенную. Очень важный момент: контролируют качество такой воды... сами производители! Конечно, в каждом киоске должно быть удостоверение, подтверждающее, что вода соответствует нормам. Мы попросили предъявить документ в пяти киосках, но ни в одном нам не показали удостоверение на текущую партию. А официальные проверяющие органы, тот же Роспотребнадзор, только реагируют на жалобы граждан. Если таковых не поступает, то и проверки никакой не ведётся. Выходит, все мы покупаем такую воду на свой страх и риск? Именно так. Позиция проверяющих, грубо говоря, такая: отравитесь – пишите жалобу, а на нет и суда нет. Война только началась Становится понятно, почему владельцы этого бизнеса сегодня развернули целую кампанию против попыток городских властей навести порядок на этом рынке. Вода, продающаяся в киосках, самим предпринимателям не стоит почти ни копейки. При этом она пользуется огромным спросом и приносит немалый доход собственникам. Одно из местных изданий утверждает, что чистая прибыль каждого из трёх игроков на рынке в Перми – около 40 млн рублей в год. В числе лиц, контролирующих этот бизнес, есть и бывшие крупные чиновники, и люди из криминального мира. Этот бизнес – довольно жёсткий и конкурентный. Можно вспомнить уголовные расследования в отношении владельцев компании «Серебряное озеро», которые в 2016 году вели ГУ МВД и СУ СКР по Пермскому краю. Один из собственников утверждал, что его партнёры похитили у компании 75,5 млн рублей. Хотя внешне это было похоже на передел доходов предприятия криминальным путём. Были даже загадочные убийства бизнесменов из «водной» сферы – тоже явные разборки по разделу сфер влияния. Сегодня уже почти не остаётся никаких сомнений, что разворачивающаяся кампания по противодействию властям Перми в этой сфере – тщательно организованная акция. Все эти письма «от населения» в поддержку водных киосков, судебные иски – лишь проявления защиты финансовых интересов конкретных людей, хорошо зарабатывающих на этом бизнесе. Если снесут сотни киосков с водой, они потеряют доход. Вот и вся подоплёка. Но война между властью и бизнесом, вошедшая в последнее время в острую фазу, завершится нескоро. Контролирующие этот бизнес товарищи – очень непростые и сдаваться не собираются. И раз уж мы привели в начале этой статьи пример мелких разногласий властей с застройщиками, то, продолжая эту аналогию, скажем: то были лишь цветочки. Отточить нюансы взаимодействия с понятными, прозрачными и всем известными компаниями – это одно. Противостоять разношёрстному и околокриминальному бизнесу – совсем другое. Поэтому то, каким будет итог этого противостояния, во многом зависит от силы воли конкретных чиновников и компетентности юридических служб городской власти.