Войти в почту

Северный морской путь: как глобальное потепление озолотит Россию

В кажущемся уже таким далёким 2015 году довольно известный оппозиционный экономист Владислав Иноземцев в своей статье для РБК писал буквально следующее: транзит грузов по Северному морскому пути (СМП) не может конкурировать по ценам с перевозками через Суэцкий или Панамский каналы, а потому развитие российского маршрута обречено на неудачу. С тех пор прошло почти три года, грузопоток через СМП за это время вырос вдвое и, очевидно, вырастет ещё. Север для тех, кто ценит время Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль, кратчайший маршрут между Европой и Восточной Азией. Доплыть по нему от Мурманска до японского порта Иокогама – а этого без малого 10,7 тысяч километров – можно за каких-то 20 дней. Для сравнения, путь между теми же пунктами отправления и прибытия по Суэцкому каналу удастся преодолеть только за 32 дня и плыть придётся уже 23,8 тысячи километров. Благодаря этому обстоятельству Северный морской путь стал один из наиболее динамично развивающихся проектов современной России. По итогам 2017 года грузопоток по маршруту превысил 10 миллионов тонн, что стало рекордом за всю историю СМП. А ведь ещё три года назад – в 2015-м – этот показатель, свидетельствуют данные ПАО «Совфрахт», был равен всего 5,4 миллиона тонн, в 2016 – 7,48 миллиона. Если такие темпы прироста сохранятся, то к 2030 году, прогнозирует ФГУП «Росатомфлот», обслуживающий часть пути от Мурманска до порта Дудинки, объём провозимых по Севморпути грузов может достичь 72 миллионов тонн. В то же время некоторые эксперты в своих оценках идут дальше, пророча через 10 лет поток на 104-105 миллионов тонн груза. Ледники тают, корабли плывут Однако в современной глобальной экономике имеются вещи, которые оказываются гораздо важнее сроков доставки. На это справедливо обратил внимание, давая не самую радужную оценку перспективам СМП, Владислав Иноземцев. Сегодня для судоходных компаний на первый план выходит стоимость перевозки. Для Северного морского пути же цена пока не является столь очевидным преимуществом. С одной стороны, экономия в 10-15 суток при транспортировке обеспечивает определённую выгоду. Но с другой, использование маршрута неразрывно связано со сложными климатическими условиями, ограничивающими навигацию по Севморпути. Самостоятельно корабли в заполярных водах могут ходить от двух до четырёх месяцев в летний период, в остальное время – только в сопровождении ледоколов. Последняя услуга, как несложно догадаться, обходится недёшево. Впрочем, в скором времени положение дел изменится. Если верить докладу Росгидромета «Изменения климата и их последствия на территории РФ», во второй половине XXI века Северный Ледовитый океан может очиститься ото льда. Аналогичного сценария развития событий не исключает и директор Сибирского регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института Владимир Крупчатников. По его словам, при наиболее «агрессивном» варианте развития событий к концу века Северный морской путь полностью «откроется». Однако есть и куда более умеренные прогнозы, согласно которым глобальное потепление обеспечит постоянное судоходство по СМП уже «через несколько лет», но в течение восьми месяцев в году. Этого, в принципе, будет достаточно, чтобы как минимум удвоить темпы развития одной из главных транспортных артерий России, а значит, и развития прилегающих городов и портов. Портов на всех хватит Изменения глобального климата, ведущие к таянию льдов, почти наверняка внесут свои корректировки и в концепцию модернизации российской экономики. Хотя Северному морскому пути в настоящий момент и уделяется большое внимание, арктический маршрут российскими властями не воспринимается как альтернатива южным торговым коридорам. Сегодня ему отводится роль драйвера, который способствует развитию внутренней инфраструктуры и строительству ледокольного флота. При этом инвестиции в значительной степени идут на удовлетворение потребностей Минобороны, которое активно восстанавливает аэродромы и военные базы в регионе, и добывающих корпораций. Последние реализуют в Арктике масштабные проекты по добыче и сжижению природного газа, результатом которых становится появление целых город. Ярким примером этого стал посёлок Сабетта, где «Новатэк» реализует масштабный проект «Ямал СПГ». Масштаб произошедших там изменений впечатляет: если в 2006 году в населённом пункте проживало 19 человек, то сейчас – 20 тысяч, а в пиковый период работ – 30 тысяч. И для удобства вахтовиков в посёлке есть всё – вплоть до международного аэропорта. Однако активизация грузоперевозок по Северному морскому пути, наверняка, заставит изменить акценты. Чтобы «переварить» весь траффик, России непременно нужно будет модернизировать свои порты. Совокупные мощности терминалов Сабетта, Чайка и других к 2028 году, по словам вице-президента Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Евгения Загороднего, составят более 117 миллионов тонн в год – с горем пополам этого хватит, чтобы освоить прогнозируемый поток, но недостаточно, чтобы сделать из СМП конкурента Суэцкому каналу. Сегодня из 71 работающего вдоль Севморпути порта 66 имеют грузооборот менее 100 тысяч тонн в год или просто не функционируют. И для нормального функционирования транспортной артерии их воскрешение будет необходимо.[С-BLOCK] Откуда взять на это средства? Вполне очевидно, что на первых порах вкладываться в модернизацию придётся государству и аффилированному с ним бизнесу. В дальнейшем, чем больше грузов будет перевозиться по арктическому пути, тем больше средств получит бюджет на развитие инфраструктуры. Помочь в этом процессе могут также и иностранные инвестиции – в первую очередь Китая, который Северному морскому пути придаёт важное значение. Использование СМП для Пекина уже стало частью арктической стратегии, к тому же КНР активно участвует в проектах на всей протяжённости пути, в том числе в «Ямал СПГ». Поддержку можно ждать и от Японии. Ранее спецпредставитель Японии по вопросам Арктики Казуко Сираиси заявила, что Токио готово направить до 40 процентов своих грузов в Старый Свет через Северный морской путь. Как минимум уже этого обстоятельства хватит, чтобы «озолотить» Россию.

Северный морской путь: как глобальное потепление озолотит Россию
© Русская семерка