Всё и сразу: специалист «Город.PRO» объяснил мэрии Екатеринбурга, как провести транспортную реформу
Три года назад власти Екатеринбурга решили кардинально изменить схему общественного транспорта. Для этого они заказали проект у специалистов фонда «Город.PRO». Рисовать новую схему маршрутов им помогал и транспортный зарубежный эксперт Джарретт Уокер, который приезжал в Екатеринбург. Транспортная реформа была представлена в 2016 году на «Иннопроме». Её планировалось провести летом 2017 года. Однако в итоге внедрение проекта отложили на два года, чтобы не будоражить горожан перед ЧМ. Периодически чиновники мэрии делают заявления о введении новой транспортной схемы. Например, недавно вице-мэр Екатеринбурга по вопросам транспорта, благоустройства и экологии Евгений Архипов заявил, что реформу будут проводить постепенно. С этим не согласен один из разработчиков транспортной схемы, специалист фонда «Город.PRO» Владимир Злоказов. На своей страничке в Facebook он подробно объяснил, почему реформу нужно провести за один день. С разрешения автора публикуем колонку. Прочитал расшифровку интервью замглавы по транспорту Архипова. Увидел такую фразу: «Мы решили не повторять ошибок и избежать шоковой терапии, когда граждане, однажды проснувшись, не увидели в расписании знакомых маршрутов. Мы решили внедрять новую транспортную схему постепенно. Мы понимаем, что отмена маршрутов не должна спровоцировать ухудшение транспортной доступности микрорайонов». Я вполне понимаю, что у чиновников администрации остался шрам от первой попытки реформы маршрутной сети и они бы не хотели снова испытать то, что испытали тогда. Тем не менее есть причины, почему изначально реформа была запланирована как единовременная. Во-первых, гораздо проще подготовить и горожан, и транспортные предприятия, и инфраструктуру к единовременному изменению, чем находиться в условиях постоянных изменений в течение длительного времени. Во-вторых, новая маршрутная сеть — это система, состоящая из компонентов, которые должны работать в связке друг с другом. В случае постепенного внедрения придется либо придумывать, как одна часть системы будет работать без другой, хотя планировались они вместе, либо просто забить и предоставить людям жить с этими неудобствами в течение месяцев, а может быть, и лет. Ситуация с изменением автобусных маршрутов сложная, поскольку они должны проходить через торги. Ситуация же с трамвайными и троллейбусными маршрутами, напротив, достаточно простая, и я надеюсь, что хотя бы в этой части идея постепенного внедрения не будет реализована. Что касается граждан, просыпающихся утром и не находящих привычных маршрутов, — то как раз для этого и должна вестись информационная кампания, чтобы к моменту внедрения большинство пользователей общественного транспорта знало как минимум, как совершать свои обычные поездки в новой маршрутной сети. Пока, к сожалению, такого уровня кампании не видно. Также не видно общедоступной дорожной карты реформы общественного транспорта, которая показывала бы хотя бы в общих чертах, что и когда будет происходить. Пока что мы видим обычную ситуацию «мы что-то там планируем и, если сильно попросите, мы что-нибудь вам скажем». Все нюансы новой схемы мы собрали в материалах в специальном разделе.