Надежная защита центра столицы от наводнений
Специалисты ГУП «Мосводосток» готовы к непогоде. Более 370 бригад привлекут к работе. Вчера об этом сообщили в ведомстве. От наводнений, к которым могут привести обильные осадки, Москву оберегает старейший гидроузел на Яузе, работающий между Золоторожской набережной и набережной Академика Туполева. Сооружение смотрится очень живописно. Слева находится шлюз, справа — водосливная плотина, а посередине — искусственный остров, где установлены хозяйственные со оружения и высажены деревья. — Здесь проходят маломерные суда, катера, баржи и флот Мосводостока, который обеспечивает эксплуатацию реки Яузы и подготовку к пропуску, — рассказывает начальник гидроузла Александр Матюхин. Сперва начальник гидроузла показал служебное здание, где находятся механизмы, управляющие водосливной плотиной и шлюзом. Именно они «разделяют» Яузу на два протока: справа по течению расположена водосливная плотина, а слева — шлюз, через который проходят корабли. Плотина и шлюз соединены между собой. — Плотина секторного типа, ее ширина достигает 20 метров, — продолжает Александр Матюхин. — Именно она обеспечивает разность уровней воды между Москвой-рекой и Яузой. Со временем секторный затвор плотины наполняется илом. Специалисты ежегодно опускаются под воду на глубину 4 метров и очищают его от грязи. А мусор, выбрасываемый в реку и задерживающийся здесь, грузят в шаланды и вывозят на свалки. Кроме того, Яуза нередко страдает от нефтепродуктов, которые в нее сбрасывают владельцы предприятий. Вредные вещества обрабатываются и утилизируются, чтобы грязь не достигла русла Москвы-реки. Судоходный шлюз, как отмечает начальник гидроузла, «двуглавый». Он состоит из верхней и нижней «голов» и камеры. «Головы» шлюза предназначены для размещения оборудования, ворот, водопроводных систем, а также пульта управления. Они воспринимают напор воды. Камера шлюза нужна для размещения в ней шлюзуемых судов. Время наполнения камеры, как правило, занимает пять минут. Гидроузел не сможет существовать без диспетчера. Он внимательно наблюдает за всеми процессами и при необходимости может посылать команды, автоматически регулируя работу оборудования. — Здесь, на приборах, видны все объекты: в каком они положении, где они находятся, — поясняет диспетчер Вячеслав Гурылев. СПРАВКА Яузский гидроузел построили в 1940 году. Его возведение предусмотрено планом обводнения Москвы, который входил в Генплан 1935 года. Двадцатиметровая водосливная плотина позволяет регулировать уровень воды в верхнем бьефе. Шлюз может вмещать небольшие маломерные суда, катера и корабли технического флота с баржами до 50 тонн.