Деньги, слава, подписчики. Что фальшивые новости приносят их авторам
В сети продолжает набирать обороты фэйковая (недостоверная) новость о жителе Подмосковья Никите Романове, который победил на чемпионате мира среди кровельщиков в Новой Зеландии. «ВМ» узнала подробности этой истории и вспомнила аналогичные случаи, когда пользователей всемирной паутины вводили в заблуждение. Минута славы Фотография, на которой молодой человек одет в униформу темно-синего цвета - кепку, футболку и комбинезон, а в руках держит строительный уровень, была размещена в группе о Москве в одной из соцсетей. Снимок сопровождает подпись, суть которой в том, что молодой человек по имени Никита Романов победил на чемпионате мира среди мастеров-кровельщиков в городе Окленд, что в Новой Зеландии. Всего на «турнир» съехались 2,5 тысячи человек из 205 (!) стран мира. Чемпионат закончился, а о победителе, как говорится в подписи к фото, никто так и не написал. И вот авторы страницы в соцсети решили восстановить справедливость. Фото уже набрало три тысячи лайков, под ним множество комментариев с поздравлениями и добрыми пожеланиями. Всего этой новостью поделились свыше десяти тысяч человек. Вот только одного не хватает - самого Никиты Романова, его ответов радушным и доверчивым читателям. Фото есть, а человека нет. Засомневались. И, как выяснилось, не зря. - Это фейковая новость, такого соревнования не было, - не дав закончить вопрос, отвечает «ВМ» заместитель исполнительного директора Национального кровельного союза Анна Молчанова. - Крупнейшие соревнования проводит Международная ассоциация кровельщиков и явно не в Новой Зеландии. Во всяком случае, на сайте их ассоциации никакой информации о чемпионате нет. Под сомнение Анна Молчанова поставила и существование самого Никиты Романова. Недолгие поиски в сети принесли результат. Никита Романов оказался вполне реальным человеком. К кровле он имеет отношение, но, скорее, косвенное: молодой человек работает администратором в украинской компании, которая занимается кровлями. На сайте организации даже размещено его фото. Безобидный обман в виде шуточного фотоколлажа принес популярность - читатели продолжают ставить «сердечки» под снимком и хвалить парня, победившего на несуществующем чемпионате мира среди кровельщиков в Окленде. И, кстати, 205 стран в мире просто не существует. Мораль такова: будьте внимательны к информации, которая публикуется в интернете, особенно в социальных сетях. Привлечь внимание Нередко фэйковые новости связаны с пропажей детей. Речь идет про публикации в соцсетях о том, что пропал ребенок. Казалось бы, кому придет в голову шутить на такую тему, а главное - зачем? Неужели снова ради многочисленных лайков под фото? - В последние полтора года мы стали сталкиваться с публикациями в социальных сетях, которые содержат информацию о пропавшем ребенке. Но по факту она чаще всего является недостоверной, - говорит президент фонда «Поиск пропавших детей» Дмитрий Второв. - В этих публикациях есть только фото ребенка и название города. Но нет ни даты пропажи, ни телефонов для связи. То есть проверить информацию никак нельзя. При этом такими публикациями делится в соцсетях огромное количество людей. Под одним из таких «кличей о помощи» число поделившихся новостью превысило 100 тысяч, а общее количество просмотров составило более 6 миллионов. - Люди, делая репост, не задумываются о достоверности информации, - комментирует Дмитрий Второв. То есть они доверяют всему тому, что видят и читают в интернете. Однако эксперты призывают быть ответственными и обращать внимание на детали. Печально, но факт История с фэйковыми новостями, к большому сожалению, коснулась трагедии в Кемерове. Пожар в торговом центре «Зимняя вишня», произошедший 25 марта, унес жизни 60 человек. Однако в какой-то момент появилась информация о якобы «300 погибших». Позже выяснилось, что ложные сведения распространял украинский пранкер (prank - в переводе с английского - выходка, проказа, шутка, означает телефонный розыгрыш. - прим. «ВМ») Никита Кувиков. Он обзванивал морги Кемерова от лица сотрудника МЧС. В телефонном разговоре пранкер интересовался, есть ли в моргах свободные места. А также - говорил о том, что из «Зимней вишни» привезут еще 300 трупов. Все эти звонки были сняты на видео и выложены в интернет. Сам же пранкер был не только разоблачен, но и объявлен в международный розыск. – По результатам проведенной проверки следователями Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей «Возбуждение ненависти или вражды» в отношении гражданина Украины Никиты Кувикова, известного в сети Интернет как «Евгений Вольнов», – ранее сообщила официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко. Современный формат Из детской забавы телефонные розыгрыши перешли в бизнес. Пранкеры все чаще стали выводить на откровенные разговоры известных людей, высокопоставленных лиц. От имени другого человека они провоцируют собеседника на признания, резкие высказывания. Запись сразу же выкладывается в общий доступ в интернет. И снова сотни и тысячи просмотров, лайков, репостов, многочисленных обсуждений. Цель достигнута – пранкер получил свою «минуту», хоть и грязной, но все-таки славы. Хотя на обидчиков все-таки можно найти управу. Выложенное в сеть видео, запись разговора – уже повод для разбирательств. Да и с точки зрения закона подобные действия любителей телефонных розыгрышей могут рассматриваться в качестве хулиганства. Первоапрельские шутки Разыгрывать людей, особенно на 1-е апреля, принято во всем мире. Первую половину дня новость обсуждает все интернет-сообщество, а уже после обеда оказываться, что это был фэйк. Так, в День смеха в 1995 году в ирландской газете появился материал о том, что компания Disney якобы «выкупила» тело Владимира Ленина, находившееся в Мавзолее, и транспортирует его на территорию Диснейленда. В результате такой «шутки» на издание обрушился шквал гневных писем и звонков. Редакции пришлось принести официальные извинения. В центре скандала оказалось еще одно издание – британская газета «Гардиан». На 1-е апреля 1977 года на ее страницах вышла публикация о несуществующей республике в Индийском океане. К материалу прилагалась географическая карта: на ней были нарисованы два острова, один из которых имел форму точки, а второй – запятой. Многие читатели в эту историю поверили и обращались в газету с просьбой подробнее рассказать об этом месте. Новость о невероятном урожае спагетти в Швейцарии вышла 1 апреля 1957 года в эфире британского телеканала BBC. В сюжете целое семейство снимает макароны с деревьев. Как получить идеальный урожай у себя в саду - такой вопрос чаще всего задавали доверчивые зрители, звонившие на телеканал. Успешный рекламный ход придумала одна крупная компания в сфере фаст-фуда. Она сообщила о том, что вводит в меню гамбургеры, приготовленные по специальной методике для левшей. Ингредиенты оставались прежними, а вся "соль" заключалась в том, что начинку перевернули на 180 градусов. История оказалась удачным маркетинговым ходом и помогла увеличить число посетителей. КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Сергей Касаткин, директор по маркетинговым исследованиям Департамент маркетинга и рекламы АО «Редакция газеты "Вечерняя Москва"»: - Фейковые новости – это тренд современных СМИ, в первую очередь в Интернете. Да, действительно, есть медиа, для которых «все средства хороши». В погоне за трафиком, новой аудиторией и, как следствие, дополнительным доходом может быть проведен выдуманный конкурс, подготовлен экстремальный прогноз погоды, пересказана «экспертная оценка» финансового рынка или неожиданно оборвана жизнь публичного лица. Говорить активно о «фейке» стали относительно недавно. Но данный инструмент на самом деле уходит корнями в прошлое, когда только начали появляться сервисы, которые позволяли обмениваться и привлекать трафик на сайты. Для привлечения внимания посетителей использовались тизеры (рекламное сообщение. - прим. «ВМ»), которые зачастую тематически могли никак не относиться к конечной целевой странице. Показывались шок-заголовок и изображение, а переход по ссылке осуществлялся, например, на интернет-магазин автозапчастей. Позже такой инструментарий облюбовали и популярные новостные проекты. Таким образом, в среднем они смогли без особых затруднений привлекать 5-10 процентов от общей посещаемости. Есть и другой вариант использования – конкурентная борьба. Недобросовестные участники рынка распространяют «фейковое» сообщение о финансовых трудностях или закрытии проекта другой организации. Бороться компаниям-жертвам с таким «выпадом» достаточно трудно, так как их клиенты не хотят рисковать или тратить время в поисках истины. Можно сказать, что в наше время «фейковые» новости достаточно широко распространены в информационной среде. По всему миру уже существует немалое количество «креативных» студий, которые занимаются разработкой сообщений, привлекающих внимание. К сожалению, бороться с этим явлением достаточно трудно. Во-первых, «фейковая» новость достаточно быстро и «охотней» распространяется, а опровержение просто теряется в информационной массе. Во-вторых, содержание не всех подобных сообщений соответствующим образом описано законодательством и может иметь какую-либо ответственность для «автора». И в-третьих, на такие новости есть вполне конкретный потребительский спрос.